Усманский

краеведческий портал

История становления библиотеки в городе Усмани

Материал находится в стадии подготовки

Библиотечное дело в Усмани.
Районная библиотека

Среди книжных сокровищ Государственной библиотеки имени В.И. Ленина в Москве хранится небольшая, в 32 странички, брошюра, напечатанная в Воронеже в 1876 году «Каталог библиотеки для чтения И.В. Федотова. Усмань, 1876.» Имеется пометка – «Дозволена цензурой".

Находка этой книги  имеет значительный интерес не только для усманцев. Оказывается, в маленьком, захолустном городке Усмани в 70-е годы XIX столетия существовала официально зарегистрированная частная библиотека для чтения, что представляло крайне редкое явление для тогдашней царской уездной России. Правда, сообщаемые в каталоге правила пользования библиотекой говорят о том, что она якобы предназначалась ограниченному, сравнительно обеспеченному кругу лиц: читатели разделялись на три разряда, в зависимости от чего вносили залог от 4 до 10 рублей и уплачивали за чтение в год от 6 до 12 рублей. Но, по - видимому, официальное установление платы было необходимо по цензурным условиям того времени, а кроме того, что Иван Васильевич Федотов охотно предоставлял свои книги бесплатно всем обращавшимся к нему, ставя лишь условием бережное к ним отношение. А заветною его мечтою была передача собранной библиотеки в дар родному городу. Что и было в конце концов осуществлено.      

Б. Княжинский. (Из блокнота краеведа)

            Это было очень давно - больше 130 лет тому назад…
В зале Усманской городской Управы совершалось скромное торжество – открытие публичной библиотеки… Несколько должностных лиц, церковный причт, десятка полтора - два сочувствующих делу горожан, вот и все общество, явившееся приветствовать создание нового учреждения…
Простые книжные шкафы по стенам, стол с конторской книгой и стопкой библиотечных билетов дополнял эту скромную картину.
      Здание, в котором в XIX веке располагалась Городская управа и библиотека. Фото 1949 года.

Представьте себе глухую провинцию, темную, бесправную, бедную культурными силами, живущую картами, попойками, насилием и раболепством и вот в ней появляется светлый луч – библиотека…

           Все те, у кого болела душа по идеалам, кто страстно стремился стать выше всей этой засасывающей тины, все они воспрянули духом – у них появился союзник – публичная библиотека. В ней можно брать хорошие книги, можно приходить и читать журналы, газеты, можно встречаться и беседовать с хорошими людьми… Надо было жить в то темное время, чтобы понять какое громадное значение могло иметь открытие библиотеки… Недаром власть имущие всячески тормозили ее открытие… Почти 6 лет прошло с момента подачи ходатайства об открытии библиотеки и об утверждении устава… Министерство внутренних дел не торопилось…

В 70 – тых годах XIX столетия жил в Усмани редкий для того времени человек - Иван Васильевич Федотов, купец, самоучка, высоко культурный человек, страстный любитель книг, глубоко интересовавшийся общественными вопросами. Вокруг него ютился кружок молодежи, которым он руководил. Близко к нему стоял писатель Эртель, был хорошо знаком он и с другими писателями…

У Ивана Васильевича Федотова была довольно солидная библиотека (тысячи 2 – 3 томов). Известная в то время общественная деятельница Анна Михайловна Сибирякова, под влиянием Федотова и Александра Ивановича Эртеля, купила эту библиотеку и пожертвовала ее городу, на условиях, чтобы городское самоуправление содержало ее, и чтобы пожизненным библиотекарем ее был Иван Васильевич Федотов.
Городская Дума после долгих разговоров (раздавались голоса и за непринятие дара – «не к чему эти библиотеки нам…») решила все-таки принять библиотеку на указанных выше условиях и возбудила соответствующее ходатайство об открытии.
Канцелярская волокита и препоны Министерства внутренних дел затянули открытие библиотеки чуть ли не на 6 лет, и уважаемому Ивану Васильевичу Федотову так и не пришлось быть первым библиотекарем – он умер, не дождавшись открытия библиотеки.

Библиотекарем была назначена дочь Ивана Васильевича Федотова, Мария Ивановна Федотова / Эртель, человек подвижнического типа, скромный, высоко честный и гуманный, горячо любивший людей и книгу…

При такой обстановке началась с апреля 1891 года жизнь Усманской библиотеки. Первым визитером в библиотеку был местный исправник с предложением губернатора об изъятии из библиотеки ряда книг, согласно существовавшему тогда циркуляру МВД. Печатный список этих книг включал в себя несколько сот названий: Альминский (Пальм) «Алексей Слободин» (роман из жизни петрашевцев), Вологдин (Засодимский) "Хроника села Смурина", сочинения Левитова, Помяловского, Златовратского, Писарева, Добролюбова, Чернышевского и др. наряду с этими…    

Первыми членами Комитета библиотеки были: Александр Григорьевич Сукочев, купец, крупный местный общественный деятель, человек культурный, высокообразованный, много поработавший для своего города. Д. Ив. Константинов, местный самородок, мещанин-приказчик, рвавшийся к свету и успевший при тяжелых материальных условиях, путем чтения, бесед, широко образовать себя. Оба указанных лица вышли из кружка Ивана Васильевича Федотова.
Третьим членом Комитета был Федор Огарков, молодой человек, недавно сошедший со студенческой скамьи и только что вступивший на общественную работу.                                             

Наряду с работой по увеличению количества книг, Комитет наметил и другую работу – оборудование читальни. Приобретена была мебель (правда в скромных размерах). Много было выписано газет, иллюстрированных журналов, толстых ежемесячников, еженедельных журналов по разным отраслям знаний и др. Каждый день стол читальни заполнялся   столичными и провинциальными газетами,  другой литературой. Первое время народ ходил в читальню плохо – не было в обычае, многие стеснялись, газеты в большом количестве брали домой, и читали в кругу семьи… Но постепенно ложный стыд отпадал, стала появляться привычка, и число посещений читальни значительно возросло…

Рост подписки в библиотеке шел в нормальном темпе. Значительному увеличению числа библиотечных подписчиков содействовала ничтожная плата за чтение взимавшаяся с них ( по 3-му разряду, например, взималось 10 копеек в месяц). Взимание платы введено было по следующим мотивам:
1) Следовали методам английских учреждений – ничего не давать народу даром. Побуждая его тем самым относиться к получаемому более серьёзно, а не как к подачке.
2) Платность ставила  библиотеку в более выгодное положение и в отношении правительственного контроля, ибо, бесплатные (так называемые «народные») библиотеки в то время подчинялись более строгому уставу, обязывались пополняться книгами исключительно по каталогу одобренным Ученым Комитетом М.Н.П. 
3) Взимаемая плата давала библиотеке лишние средства, в которых она нуждалась. Библиотека существовала на скромное пособие городского самоуправления, пожертвования и плату за чтение, правительственных пособий тогда не существовало.  Правительство только терпело библиотеки…

Большинство населения относилось к библиотекам как к пустой затее, а к работающим в ней как к людям, которым «делать нечего»… Администрация не вмешивалась пока, но и не проявляла особой благожелательности… Комитету приходилось вести свою работу очень осторожно, тщательно оберегая этот нежный молодой росток от холода русской жизни…
Первые годы жизни библиотеки были счастливые – на неё не делалось никаких покушений со стороны администрации.

В это время в Тамбове известный сановник и меценат, Нарышкин, с разрешения Александра III выстроил на свои средства прекрасное здание «Нарышкинскую читальню» - чуть ли не первый не только в губернии, но и в России нарядный дворец  - там была библиотека, зал для чтения, концертов и пр., читальня и музей. Вместе с этим он выхлопотал у царя разрешение на организацию губернского Общества народных чтений. Все города и уезды губернии отныне могли устраивать народу чтения с согласия только местной администрации, а не обращаться за этим в Министерство внутренних дел, как это делалось ранее…
Благодаря этому и в Усмани при библиотеке организовали  Комитет народных чтений и приступили к устройству самих чтений.

Открытие чтений явилось целым событием в Усмани. Народу набралось так много, что чтение пришлось повторить… Тот же зал, где открыта была библиотека, переполнен народом. Ждут с нетерпением начала… А в прихожей и на лестнице стоит другая группа и ждет второго сеанса… Зажигается керосиновый волшебный фонарь… Начинается чтение трогательной повести об «Алексее Божьем человеке». На полотне появляются красивые картины, поясняющие текст… Душно, сильно пахнет копотью. Трогательно поет хор певчих…
Чтения народу очень понравились, так что для удовлетворения всех желающих послушать некоторые чтения приходилось повторять. Грустно было то, что программа чтений была строго ограничена; разрешалось читать только по брошюрам точно указанным в списке Министерства народного просвещения. Но чтения были новинкой и притом интересной (оживлялись туманными картинами), а потому и пользовались большим успехом. Так как инициаторами и организаторами были члены Библиотечного Комитета и устраивались чтения в библиотеке, то фактически чтения являлись новой отраслью деятельности библиотеки…

Насколько позволяли силы, средства и местные условия  расширялась программа чтений, стараясь внести разнообразие привлечением хора певчих, отдельных певцов и музыкантов, а потом и оркестра любителей. Приобрели роскошный фонарь с друмондовым освещением,  появилась большая коллекция картин по разным отраслям знаний. Приобрели коллекцию картин к произведениям русских писателей, коллекцию комических картин, картин со световыми эффектами… В дополнение к этому начали сами изготовлять фотографические диапозитивы для волшебного фонаря, делая снимки городских зданий, процессий, окрестностей города и пр.

На усманцев эти картины производили особенно сильное впечатление – видеть на полотне, свое, родное, знакомые лица доставляло большое удовольствие… Демонстрируя картины из собственных коллекций,  стремились давать к ним широкие объяснения, которые часто принимали форму чтения, выходившие из рамок установленной Министерством народного просвещения программы. Дело с народными чтениями расширялось.  Такие чтения устроили  в местной тюрьме.

Аудитория  давно уже не могла вместить всех желающих, и на очередь был поставлен вопрос об устройстве нового помещения для чтений. Попутно явилось предложение об устройстве особого помещения и для библиотеки, так как работа её всё расширялась, книжные богатства росли и для шкафов уже не находилось места.

Часть членов библиотечного Комитета являлась в то же время и гласными Думы, и благодаря их энергии удалось получить хорошее совершенно отдельные помещения для библиотеки и аудитории народных чтений.


В 1896 году библиотека из Городской управы была переведена в нижний этаж здания общественного собрания на Базарной улице, в котором оставалась до 1914 года. Благодаря обширному помещению не удовлетворялись одними чтениями, устроили сцену, обзавелись декорациями и решили устраивать помимо чтений литературные вечера, спектакли, концерты.
        Народные чтения натолкнули на создание новой организации при библиотеке – книжной торговли. Часто слушатели после чтения просили дать почитать им ту самую книжку или другую подобную; чаще же всего они просили продать им такую книжечку.
Таким образом, около библиотеки создалось новое хорошее дело – книжная торговля, которое помимо культурно – просветительной стороны, имела и хорошую материальную – торговля явилась большой поддержкой библиотеки, так как вся чистая прибыль ее шла на нужды библиотеки. Круг людей, на которых влияла библиотека, расширялся. Подписчики, посетители чтений, спектаклей и вечеров, покупателей книг, все вращались вокруг библиотеки, начинали интересоваться ею, жить ее радостями, печалиться ее печалями. Среди населения, втягивавшегося все больше и больше в сферу влияния библиотеки начал появляться даже какой-то своеобразный «патриотизм»…  В библиотеку стали являться за советом, за справками по части разных культурных начинаний… Приходили работники из сел (учителя, священники, учительницы, крестьяне и пр.)… Появились друзья из народа… Власти начали коситься… Начали распространяться всевозможные сплетни, нелепости…

Наряду с народными чтениями, устраивались общедоступные вечера по более расширенной программе, приуроченные к разным событиям и юбилеям. Были устроены вечера в память Гоголя, Никитина, Некрасова, освобождения крестьян от крепостной зависимости, устраивались ученические вечера, детские елки, детские праздники и пр. Библиотеке нужен был рояль свой собственный… Лишних средств  никогда не было, а рояль необходим был до крайности… Обратились к местному обществу и в сравнительно короткий срок необходимая сумма была собрана. Бывали не раз случаи, когда экстренно нужна была та или другая сумма денег и местное общество (главным образом купцы) шло на встречу и помогало.
          В 1903 году в библиотеке разместились витрины открытого в Усмани школьного музея.
Афиша спектакля труппы Всероссийского Союза сценических деятелей по пьесе М. Горького "Мещане", состоявшегося в г. Усмань 7 февраля 1909 г. В рекламном плакате упоминаются два известных социальных объекта - читальня при общественной библиотеке и магазин А.О. Омелинского (располагался в доме Коростелева). Из фондов Усманского краеведческого музея.

 

В Тамбовской губернии вводилось винная монополия. Были организованы Комитеты трезвости.  Воспользовавшись случаем Ф. Огарков внес в Комитет предложение устроить чайную при  аудитории народных чтений, а для этого сделать за счет казенных сумм пристройку. Предложение было принято, и в скором времени  зал соединился большой дверью-аркой с другим большим залом, в котором была устроена чайная – фойе, вторая читальня.
Местный кружок любителей театра начал устраивать спектакли, не задаваясь сначала определенной программой. Ставили водевили, веселые шутки, коротенькие пьески. Устраивали вечера приезжие труппы (малороссийские, драматические), отдельные артисты, музыканты и певцы. Бывало, конечно, много и бездарного, но бывало и хорошее.

В это время в среде   общества появился один удивительно хороший человек, Константин Константинович Соколов. Доктор по профессии, москвич, он решил переехать в деревню и отдать все силы и знания на обучение мужику.
Зинаида Сергеевна и Константин Константинович Соколовы - основатели первого народного крестьянского театра в России. Они отказались от всех благ столичной жизни ради своего желания помогать простым людям, развивать, обучать крестьян. Супруги Соколовы переехали из Москвы в село Никольское Верхнехавского района в 1894 году, а в 1896 году уже создали свой крестьянский театр, прогремевший на всю Россию. В Никольское приезжали видные режиссеры и актеры того времени. В том числе, родной брат Зинаиды Соколовой - великий режиссер Константин Станиславский, создатель уникальной актерской системы и театра МХАТ. Константин Константинович был страстный любитель и высокоталантливый артист. Он в Москве вращался кружке Алексеева и Немировича–Данченко, из которого потом вышел Художественный театр. Константин Константинович был талантливый чтец (особенно прекрасно он читал Чехова) и потому ни один вечер не устраивался без него. Несколько лет работал Константин Константинович в нашем округе и завоевал всеобщую любовь и симпатию…
В 1919 году он умер, заразившись сыпным тифом…    

Таким образом, библиотека, являясь центром, объединяла вокруг себя все новые и новые учреждения, а вместе с тем росло её влияние и на население.

О библиотеке, о её работе знали не только горожане, но и окрестные села и даже соседние города (Воронеж, Липецк). Сюда обращались с запросами, за советами из отдаленных пунктов… Сфера деятельности все расширялась. На очередь было поставлено новое дело – устройство музея – сначала учебных пособий, а потом предполагалось и – краеведения. Кликнули клич и потекли пожертвования и деньгами, и вещами. 
Благодаря связям  с Горным управлением, удалось получить ценные минералогические коллекции (вплоть до самородного золота), коллекции яшм, мраморов, благородных камней и пр. на собранные деньги мы приобрели хорошую коллекцию картин и таблиц по зоологии, ботанике, минералогии, техническим производствам. Через организованные тогда мастерские учебных пособий Вятского и Курского земств мы составили значительные коллекции приборов по физике, механике, техническим производствам…
Как-то, раз проездом через наш город зашел в библиотеку один врач. Его познакомили с музеем, он заинтересовался и предложил в дар музею коллекцию монет. С радостью приняли этот дар, и со временем в музее образовалась ценная нумизматическая коллекция… В деле организации музея  руководствовался словами Осипа из «Ревизора»: – Что, веревочка? … Давай и веревочку… В дороге все пригодится…» Поэтому в музей принимали все, что давали. Со временем из разрозненных предметов составлялись коллекции.
Была японская война. Возвращавшиеся с войны солдаты приносили в дар разные предметы, имеющие отношение к бывшей войне  - патроны, некоторые части оружия. Один старик – севастополец принес севастопольскую картечь и крест, некоторые дарили медали… Врач, привез с Кавказа от одной знакомой дамы коллекцию рогов горных животных… Студент медик,  в последствии  врач, собирал коллекцию в Петербургском университете и военно-медицинской академии по зоологии, микроскопии и пр. Таким образом, создался богатый музей учебных пособий. Хотелось его оживить. Устраивать лекции в глухой провинции в то время больших трудов и усилий. Большею частью все хлопоты оставались безрезультатными…

Тогда нашли другой более удобный способ – это объяснение коллекций. Так как музей находился в комнатах, где были и книжная торговля, и библиотека, то все входившие заинтересовывались коллекциями, и им старались давать объяснения по заранее разработанной программе… Приходили в музей школьники с педагогами. Брались коллекции в школы. Наряду с абонементом на книги, был открыт абонемент на школьные пособия, на волшебные фонари и картины. Предполагали организовать при библиотеке юридическую помощь населению, но этого устроить уже не удалось…
В период революции 1905-1907 годов библиотеке продавались революционные брошюры, сатирические журналыпортреты революционеров Сазонова, Каляева, лейтенанта Шмидта и др. Библиотека сыграла крутую роль в распространении революционной литературы в городе и уезде. Все издания «Донской Речи», «Земли и Воли», «Народной Воли», «Набата» и пр., и пр. получались нами и продавались в большом количестве. Спрос на политическую литературу сильно возрос… Свободное слово вырвалось из застенка и пошло гулять по городам и весям. Были налажены связи со многими складами и магазинами, специально выпускавшими свободную, политическую, историческую и агитационную литературу. Один магазин «Культура» присылал в библиотеку по нескольку экземпляров все выходившие в то время в России книги и брошюры и по этим образцам делали выбор и заказы.  Здесь были издания и анархистов, и ЭсФенов, и ЭсЭров, и кадетов, и толстовцев, и других партий, кроме конечно, черносотенных… При библиотеке создали своего рода клуб, образовалось ядро истинных друзей народа…
Все шли в библиотеку за разрешением наболевших вопросов, узнать политические новости, добыть хорошую книжку, прочитать газету…    

Начались аграрные беспорядки и аграрников сотнями высылали с родины в чужие губернии, в частности в нашу губернию и уезд… И библиотека, насколько позволяли средства, ютила их около себя; давала им книги, газеты, оказывала им материальную помощь, так как среди них было много нуждающихся… В помещении аудитории собирались своего рода митинги, выяснялись волновавшие тогда всех вопросы… В помещении библиотеки организовывались все предвыборные собрания в Государственную думу… Но реакция заносила уже свой губительный нож…
В книжной торговле была продана открытка с «Выборгским воззванием». Лицо, купившее её (Н.В.Павлов) донесло полиции. Был произведен обыск… Была закрыта книжная торговля, библиотека взята под сугубый надзор, закрыта для учащейся молодежи читальня. Была снята с работы заведующая библиотекой  Мария Ивановна Федотова / Эртель. Сторож библиотеки Д.Леонов был выслан в административном порядке за пределы Тамбовской губернии. Начались частые обыски в библиотеке, пошли придирки, постоянные запросы и т.д.

В 1906 году в Тамбовскую губернию назначен был губернатором знаменитый реакционер Николай Павлович Муратов, излюбленным коньком которого была травля культурных людей и учреждений… Чуть не каждый день присылались циркуляры об изъятии такой-то и такой-то книги, недопущении такой-то газеты, такого-то журнала и наоборот, обязательно выписать такой-то книги или журнала черносотенного направления.

Министерство внутренних дел тоже не скупилось и высылало списки изъятия книг из библиотеки толстыми тетрадями. Ежегодно Муратов присылал списки газет и журналов, которые запрещалось выписывать библиотекам. Были изъяты все передовые толстые журналы, передовые газеты, причем часто сводились личные счеты (например «Русское Слово» запрещено было потому, что часто писали о «делах» Муратова)… На «Русские Ведомости» рука Муратова все-таки подняться не могла…

Культурная работа библиотеки замирала… Многие нестойкие люди испугались, и стали отходить от библиотеки… Надо было иметь большое мужество, чтобы оставаться при таких условиях в Комитете библиотеки.
После нанесенного удара понемногу начали оправляться… Но все-таки восстановить всего не удалось… Читальня для учащихся осталась закрытой, книжная торговля закончилась навсегда. Было разрешено торговать только канцелярскими принадлежностями, а потом через некоторое время учебниками.
Музей функционировал по-прежнему… Работа все-таки шла, но не чувствовалось старого подъема, не было прежнего огня, прежней веры. Народные чтения так же умирали, но они умирали естественной смертью, ибо народные вкусы их переросли… Население уже не удовлетворяло чтение дозволенных брошюрок - хотелось большего. К этому времени относится последняя попытка расширить культурную работу – устройство ряда лекций. Лекции были прочитаны незабвенным А.И.Шингаревым (две лекции), К.Н.Левиным и некоторыми другими. Последняя лекция была о Людовике XIV, читать ее должен был В.П. Потемкин. Разрешение на лекцию было получено, но когда лектор приехал из Москвы, губернатор прислал запрещение, и Потемкину пришлось прочитать эту лекцию нелегально в кружке близких к библиотеке людей.

В 1913 году умер председатель библиотечного комитета Александр Григорьевич Сукочев, в лице которого местное общество потеряло ценного работника и прекрасного человека.

Постепенно пополнялся фонд городской библиотеки, стали появляться книги при учебных заведениях. Читающих людей становилось всё больше, ибо ещё царское правительство приняло решение охватить к 1916 году 100 % детей начальным образованием. Повышалась и доля гимназистов и студентов.
После октябрьской революции 1917 года в стране было решено полностью ликвидировать безграмотность, что ещё больше увеличило долю читающего населения. Стали появляться новые библиотеки.

Справедливости ради надо сказать, что очень многие литературные направления при Советской власти были объявлены буржуазными, поэтому прозаиков и поэтов символистов, акмеистов, футуристов и некоторых других практически перестали печатать, несмотря на то, что среди них были имена, составляющие гордость не только русской, но и мировой литературы. Многое из зарубежной прозы и поэзии для советского читателя тоже оказалось недоступным. Несмотря на это, книг издавалось с каждым годом всё больше, и число читателей в библиотеках увеличивалось.
Весной 1918 года Публичная библиотека была реорганизована, пересмотрен ее книжный фонд, который существенно пополнился, было введено бесплатное пользование.
Была выделена отдельная детская библиотека.

Газета «Путь Ленина» от 27 декабря 1929 года сообщала: «В Усмани возобновили свою работу детское отделение центральной библиотеки и детская читальня. Детская библиотека обеспечена книгами до 4 000 экземпляров. Это количество будет пополнено. Библиотека и читальня помещаются на 1 - м этаже здания центральной библиотеки (вход с улицы К. Маркса ) и работают ежедневно с 12 до 16 часов дня. Посещаемости детской библиотеки в среднем 200 - 220 человек в день». В начале 1930 года при «Доме крестьянина» организовали книжную полку со специальным дежурным и находящиеся на постое крестьяне получили возможность знакомиться с литературой.

В 1931 году, с организацией Усманского района, городская библиотека была преобразована  в районную уже со своей собственной уникальной историей...