Усманский

краеведческий портал

Эртель Александр Иванович
Эртель Александр Иванович

На зда­нии старинного особняка по улице Ко­това, 32, установлена мемориальная доска с надписью: «В этом доме в 1884-1876 г.г. жил русский писатель-демок­рат А. И. Эртель».

Дом этот необычный. Оказывается, в захолустной Усмани в 70-х годах 19 века существовала официально зареги­стрированная частная библиотека для чтения-мещанина Ивана Васильевича Федотова, вла­дельца дома, что представляло крайне редкое явление для тогдашней России и Усмани, в частности.

Читатели разделялись на 3 разряда, в соответствии с этим были определе­ны залоги за чтение на год. Но извест­но, что И.В. Федотов представлял свои книги и для бесплатного чтения при условии бережного отношения к ним.

 

 

 


Заветной мечтой Ивана Васильевича была передача его личной библиотеки в дар родному городу.

И вот после хло­пот через московскую купчиху А. И. Серебрякову он эту мечту, наконец, осуществил: 28 апреля (10 мая) 1891 года после передачи собрания книг в Усмани была открыта библиотека в помещении городской управы.
Хозяин книг до открытия библиотеки не дожил, поэтому первой заведующей библио­текой стала его дочь Мария Ивановна Федотова,  первая жена Александра Ивановича.

Александр Иванович Эртель отзы­вался об И.В. Федотове так: «Это был во многих отношениях замечатель­ный человек... В политике он был умеренный специалист, в философии материалист и отчасти поклонник Шопенгауэра. В искусстве — обожа­тель Байрона и Тургенева, очень це­нил Щедрина... Начитан­ность у него была изуми­тельная...»

От характеристики хо­зяина дома перейдем к А. И. Эртелю, писателю, публицисту, отечествен­ному деятелю, чье твор­чество неразрывными нитями связано с усманским краем.

Родился А. И. Эртель 7 июля 1855 г. в. с. Ксизово Задонского уезда. С семидневного возраста он жил и воспитывался в се­мье помещика Савельева в селе Александровке (ныне Добринс­кого района). С 1873 г. Александр Ива­нович стал работать конторщиком в имении помещика Охотникова в с. Новочеркутино. Отсюда часто приезжал в Усмань, где сблизился с местным ме­щанином-книголюбом И. В. Федото­вым. Вскоре Эртель женился на его дочери Марии Ивановне. Через полго­да он оставляет службу в имении Охот­никова, живет в соседнем селе Ольховке, а затем вместе с Федотовым арен­дует хутор.

В Усмани Александр Иванович Эр­тель встречается со многими интелли­гентными людьми того времени. Од­ним из них стал писатель-народник П. В. Засодимский. Под его влиянием де­лает первые пробы пера, размышляет. Написал свои первые литературные произведения «Переселенцы» и «Пись­мо из Усманского уезда».

В 1878 году с семьей приезжает в Петербург и работает заведующим библиотекой писателей и обществен­ных деятелей. Именно здесь судьба све­ла его с Тургеневым, Успенским, Гар­шиным, Златовратским и другими пи­сателями. В 1880 г. в журнале «Вестник Европы» стали печататься «Записки степняка» А. И. Эртеля, которые с осо­бым интересом были встречены усманцами, ибо они легко угадывали ха­рактеристики личностей, ставших про­тотипами героев его произведений. Об этом факте засвидетельствовал И. В. Фе­дотов в письме к Эртелю следующими словами: «Те номера журналов, где помещены твои очерки, вырываются усманцами друг у друга с нетерпени­ем».
Ухудшившееся здоровье застави­ло Эртеля вернуться в 1880 г. в Усмань и поселиться у матери на хуторе Грязнуша. Здесь он пишет повесть «Волхон­ская барышня».
В 1884 г. А. И. Эртель посажен в Петропавловскую крепость за связь с народниками, но из-за болезни (чахот­ки) освобожден и направлен в ссылку в Тверь. Там продолжает писать, рабо­тать над своим главным произведени­ем «Гарденины», предисловие к кото­рому написал Л. Н. Толстой с очень хорошим отзывом: «...удивительный по верности, красоте, разнообразию и силе народный язык».

В 1890 г. Эртель, сменив место жи­тельства, снимает в аренду небольшое имение Елисеева в 12 верстах от стан­ции Графская, где создает роман «Сме­на».
В 1891-92 годах, когда Россию по­стиг голод, А. И. Эртель, как и многие другие русские интеллигенты, оказы­вал помощь голодным крестьянам, организуя для них бесплатные столо­вые, построил две школы для кресть­янских детей.
Во второй половине 90-х годов Эртель оставил литературную деятельность.
Умер он в Москве в фев­рале 1908 года, похоронен на Новоде­вичьем кладбище рядом с могилой А. П. Чехова.

Хотелось бы сказать, что в произ­ведениях Эртеля даются описания Ус­мани, ее обыватели, отдельные собы­тия. Так, в «Гардениных» описаны унылые запыленные улицы города, «десятая» ярмарка, труднопроходи­мая гать за Девицким мостом. В «Смене» — общая картина «Городка Зет», образ жизни его обитателей, открытие публичной библиотеки. В романе «Смена» «миллионщик» А. Р. Ал­феров и его сын Иван Антонович близки к подлинному портрету усманских купцов Г. Д. и А. Д. Сукочевых. В ро­мане «Гарденины» ку­пец И. Ф. Еферев — это известный книголюб И. В. Федотов, а в рассказе «Обличитель» выведен уездный пред­водитель дворянства М. А. Охотников (Ахулкин). В рассказе «Идиллия» под фамилией Г. А. Пожарского угадыва­ется местный помещик, земский дея­тель Г. Б. Бланк. Таких примеров мож­но приводить много. Получается, А. И. Эртель дал правдивое изображе­ние жизни усманского края 80-90 го­дов XIX века. Немало у него и пей­зажных картин, с бесконечной жиз­нью степей, «тенистыми рощами с заботливым гамом грачей, мечтатель­ным переливом иволги и серебрис­тыми трелями соловья...» Все это, по­нятно, делает его близким для нас и дорогим человеком. Его именем в го­роде названа одна из улиц.

***

ПИСАТЕЛЬ И УСМАНСКИЙ КРАЙ

Местом рождения та­лантливого писателя-демократа, нашего земляка А. И. Эртеля   его является село Ксизово Задон­ского уезда. Отец писателя, Иван Александрович, в те годы служил управляющим в имении Савельева на Плавице, т. е. в Усманском уезде.

Савельев был крестным отцом Александра Ивановича, и в его доме ребенок провел свои пер­вые годы. Прослужив 4 года у помещиков Охотникова и Кряжева в Прибитюжье, отец писателя снова вернулся на Плавицу, на этот раз к помещице Филиппо­вой, в 45 верстах от города Ус- мани. Здесь, на Плавице, писа­тель получил свои первые «впе­чатления бытия», здесь познако­мился с землевладельцем И. И. Богомоловым, выведенным в ро­мане «Гарденины» под именем купца Рукодеева, который приу­чил юношу к чтению серьезных книг.

В 1873 году А. И. Эртель на­чал работать конторщиком в имении М. А. Охотникова в 35 км от Усмани (с. Березняговка). По делам имения ему часто приходилось бывать в го­роде, где он сблизился с купцом- книголюбом И. В. Федотовым, беседы и оживленная переписка с которым оказали на писателя огромное влияние.
В 1875 году, не имея 20 лет от роду, писатель женится на до­чери Федотова, Марии Иванов­не, которой посвящает свои пер­вые произведения.
В Усмани Александр Иванович входит в кружок образованных, интеллигентных людей, «полиру­ется», по собственному выраже­нию, очень много читает, чем восполняет для себя отсутст­вие школьного образования.

1875 году осенью Эртель остав­ляет службу в имении Охотни­кова, живет в соседнем селе Ольховке, а затем совместно с Федотовым арендует небольшой хутор.

В 1876 году в доме Федотова знакомится с писателем-народни­ком П. В. Засодимским, приез­жавшим несколько раз к своей жене, служившей в Усмани аку­шеркой. Засодимский бывал и на хуторе у Эртеля, сошелся с ним, одобрил его первые литератур­ные попытки и, в конце концов, весной 1879 года помог пере­браться в Петербург, где устро­ил заведующим частной библио­текой, ввел в писательские кру­ги.

Еще в Усмани Эртель начал писать свои рассказы, впоследствии составившие его «Записки степняка», сразу принесшие ем; известность. В Усмани же Эртель начал работать над повестью «Без почвы», в которой описал усманских помещиков-земельцев с их карьеристскими стремлениям» к власти и влиянию. Повесть эта так и осталась незаконченной.

В начале 1879 года а еженедельном журнале «Русское Обозрение» появился первый очерк Эртеля «Переселенцы», а в фев­ральском номере журнала «Слово» очерк «Письмо из Усманскогс уезда», посвященный больному вопросу крестьянского кредита. В ноябрьском номере журнале «Дело» напечатан рассказ «Два помещика» из серии «Записок степняка». Эти рассказы, рисую­щие неприглядные образы мест­ных деятелей, в Усмани вызвало волнение. И. В. Федотов писал Эртелю: «Те нумера журналов, где помещены твои очерки, вы­рываются усманцами друг друга с нетерпением...»

Вернувщись в Петербург, Эр­тель заводит знакомство с рево­люционными кругами, его зашиф­рованный адрес находят в пере­писке арестованных, вследствие чего арестовывают в 1884 году его самого, сажают в Петропав­ловскую крепость, затем в дом предварительного заключения и, наконец, направляют в ссылку в Тверь.
В 1889 году печатается наибо­лее известное произведение А. И. Эртеля роман «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги», получивший высокую оценку Л. Н. Толстого, давшего роману свое предисловие.

В 1890 году Эртель снял в аренду небольшое именьице Емпелево, в 12 верстах от станции Графская, занимался сельским хо­зяйством и продолжал писать. Им напечатаны роман «Смена» (1891), повесть «Карьера Стру­кова», пьеса «Бабий бунт», рас­сказы «Минеральные воды», «В сумерках» и др. В 1896 году из-за материальных обстоятельств Эртель начинает работать уп­равляющим в ряде имений и отходит от литературных заня­тий.
Он умер в Москве в фев­рале 1908 года, похоронен на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой А. П. Чехова.

Описания Усмани, ее обывате­лей, отдельных событий неодно­кратно встречаются в произведе­ниях Эртеля, дают представление о жизни города в 70-е и 80-е годы. Так, в «Гардениных» опи­сываются унылые, запыленные улицы города, усманская «деся­тая» ярмарка, непролазная осен­няя топь гати за Девицким мос­том; в «Смене» дается картина общего вида «городка Зет», об­раза жизни обывателей его, рас­сказывается о предстоящем от­крытии общественной библиотеки. В рассказе, «Жолтиков» описыва­ются различные слои местного общества, их интересы, в расска­зе «Обличитель» бичуются небла­говидные поступки усманских деятелей.

Как настоящий художник, Эртель был далек от прямого фо­тографирования, он творчески обобщал свои наблюдения, но современники легко угадывали характерные черты личностей, явившихся прототипами героев его произведений.

Так, в романе «Смена» «милли­онщик» А. Р. Алферов и его сын Иван Антонович — близки и подлинному портрету усманских купцов Г. Д. и А. Г. Сукочевых. Купец В. К. Кудинов с сыновьями списан с семьи Огарковых; лю­битель политики, ростовщик Лукичев — взят с купца И. С. Пашутина, обрисованного и в рассказе «Жолтиков». В романе «Гарденины» купец И. Ф. Еферев — зто книголюб И. В. Фе­дотов, положивший основу усманской общественной библиоте­ке. В рассказе «Обличитель» вы­ведены уездный предводитель дворянства М. А. Охотников (Ахулкин), за неплатеж акцизного сбора со своего винокуренного завода подвергнутый штрафу в 112 тысяч рублей, а под фамили­ей Склянкин выведен богач А. А. Скляднев, бывший и городским головой, и директором банка. В рассказе «Идиллия» под фамили­ей Г. А. Пожарского фигуриру­ет местный помещик, земский деятель Г. Б. Бланк, в 50-е годы получивший всероссийскую из­вестность своей статьей «Русский помещичий крестьянин», восхва­ляющей крепостное право.

Немало у Эртеля и пейзажных картин нашей природы, мастерски написанных пером человека, го­рячо любящего родные степи, бесконечную ширь полей, «тени­стые рощи с заботливым гамом грачей, мечтательным переливом иволги и серебристыми трелями соловья...»

Б. КНЯЖИНСКИЙ.
КНЯЖИНСКИЙ, Б. Писатель и Усманский край // Новая жизнь.- 1968. – 17 февр.

 

ПИСАТЕЛЬ П. В. ЗАСОДИМСКИЙ И А.И. ЭРТЕЛЬ

Весной 1875 года в Усманский край Воронеж­ской губернии приехал писатель-народник Павел Васильевич Засодимский с женою Александрой Николаевной, закончившей акушерские курсы и получившей на­значение в городскую боль­ницу Усмани. К моменту своего приезда он уже был автором повести «Греш­ница» и «Хроника, села Смурина», активным уча­стником народнического движения и одним из за­чинателей демократиче­ской литературы. 70-х го­дов, воспитанный на про­изведениях А. Герцена, Н. Чернышевского, Н. Не­красова. С последним он был знаком.

Павел Владимирович знакомится с местным купцом, страстным библиофилом Иваном Василь­евичем Федотовым и ста­новится постоянным чита­телем лучшей библиотеки города, насчитывавшей около двух тысяч книг, а также ежегодных комп­лектов петербургских и московеких журналов — «Вестник Европы», «Де­ло», «Отечественные запи­ски», некрасовский «Со­временник».

В доме И. В. Федотова Засодимский знакомится с его зятем Александром Ивановичем Эртелемм, женатым на стар­шей дочери Федотова — Марии Ивановне, и делав­шим первые литературные шаги на поэтическом поприще. Впоследствии, вспо­миная эту встречу, Засо­димский писал: «У Федо­това однажды я встретил молодого человека, при­ехавшего с хутора за кни­гами. Этот юноша-блондин, высокого роста, худоща­вый, симпатичной наруж­ности, с мягким ласкаю­щим взглядом добрых за­думчивых глаз — был Александр Иванович Эртель. Тогда ему было не более двадцати лет... Это был человек, богато ода­ренный умственными сила­ми, умело и широко вос­пользовавшийся средства­ми к самообразованию, деятельный, энергичный, человек великодушный, всегда, при всякой возмож­ности Оказывающий по­мощь близким, делавший добро — но без шума, без реклам, человек с душою нежной, чуткою, отзывчи­вой...»

В свою очередь Эртель писал в автобиографии: «С каким трепетом, и с каким внутренним востор­гом увидал я «живого» петербургского настояще­го литератора... Я в то время не видел недостат­ков ни в способе его мы­шления, ни в его убежде­ниях и взглядах. Это был мой идеал. Мы быстро со­шлись. Павел Владими­рович раза два в лето го­стил у меня в хуторе, приезжал и зимою на Рождество — уже из С.- Петербурга».

Засодимский прожил в Усмани около двух лет и был частым и желанным гостем в доме многочис­ленного семейства Федо­товых, оказывая своими советами и наставлениями в литературных начина­ниях А. И. Эртеля. Сле­дует подчеркнуть, что влияние личности самого писателя было настолько велико на детей Федотова, что в последующем его народнические мировоз­зрения оказали большое влияние на формирование революционных настрое­ний Анны Ивановны Фе­дотовой, ставшей деятель­ным членом революцион­ной организации «Народной Воли» (так называемый процесс 21).

В конце 1877 Засодимские навсегда по­кидают Усмань и уезжают в Петербург.

30 декабря 1877 года в столице произошло ог­ромное общественное и политическое событие — похороны Н. А. Некрасова — любимого поэта Павла Владимировича. В письме от 31 декабря к Эртелю Засодимский писал: «Ве­роятно, Вы уже знаете, о смерти Некрасова. Да! Замолкла «муза мести и печали», «приют певца угрюм и тесен, и на устах его печать». Вот что я ду­мал, когда смотрел на не­го, лежащего в гробу...».

В середине апреля сле­дующего года по просьбе Эртеля он пересылает ему письменное изложение своей речи на похоронах великого поэта России, которую он держал после, выступления Ф. М. Досто­евского. К этому времени между ними завязалась оживленная переписка.

Это подтверждают сохра­нившиеся 27 писем Засодимского к Эртелю. В это время он помогает начи­нающему писателю в пе­чатании в народнических периодических изданиях первых публицистических произведений — «Письмо с Усманского уезда» и рассказа «Переселенцы». Получив содержание рас­сказа и прочитав его, За­содимский писал Эртелю: «Он мне пришелся совер­шенно по душе. Я не про­рок, но угадчиком быть могу, и вот что скажу Вам по поводу Вашего первого произведения: если вы выработаете сжа­тый, краткий слог, выра­ботаете простой русский язык, если Вы станете держаться той дороги, на которую вступили в этом первом рассказе, если бу­дете разнообразить тему, Вы заслужите почетную известность в литератур­ном мире».

В январе 1878 года Эр­тель приезжает в Петер­бург, где при содействии своего покровителя знако­мится с революционно настроенным студенчест­вом. А в следующем году он принимает предложе­ние Засодимского заведо­вать петербургской биб­лиотекой писателя на углу Литейной и Невского, в стенах которой он знако­мится с видными предста­вителями литературного народничества — Н. И. Златовратскйм, И. И. На­умовым. И. Ф. Бажиным и Гл. И. Успенским.

Несмотря на сложные жизненные, и литератур­ные пути двух писателей, дружба, начатая в уезд­ном городе Усмани, про­должается более трех де­сятилетий. Пророческими стали слова II. В. Засодимского, оценившие та­лант Эртеля, чье творче­ство и палитру художест­венного слова высоко ценил гений русской лите­ратуры Лев Николаевич Толстой.


В. СЕРГЕЕВ, краевед.

19 июля 2018, 09:08 

Мемория. Александр Эртель

Александр Эртель
Александр Эртель

19 июля 1855 года родился Александр Эртель, писатель-самоучка

Личное дело

Александр Иванович Эртель (1855-1908) родился в селе Ксизово Задонского уезда Воронежской губернии, где его отец, обрусевший немец, работал управляющим в помещичьем имении. Мать, Авдотья Петровна, была крепостной крестьянкой. Детство Александра прошло в селе Александровке-Савельевке на речке Плавица, куда отец устроился управляющим в имение помещиков Савельевых. Мальчик получил домашнее воспитание,  с малых лет, исполняя поручения отца, хорошо изучил сельское хозяйство, тесно соприкасался с крестьянским миром.

Когда Александру исполнилось 8 лет, отец увез семью в Хавско-Покровскую волость в Воронежском уезде, где снял в аренду хутор на Грязнуше. Когда сбережения иссякли, он снова поступил управляющим имением к помещику Кряжеву (Бобровский уезд), а в 1867 году вернулся на Плавицу работать управляющим в имении Филипповой.

В 18 лет Александр  Эртель начал самостоятельную жизнь, получив должность конторщика в имении крупного тамбовского землевладельца М. О. Охотникова, где прослужил около 6 лет. Там он стал вхож в дом богатого купца и книгочея-библиофила И. В. Федотова – «чудака-купца», который, по воспоминаниям Эртеля, «посреди грязи и пошлости торгового люда» был одержим истинной страстью к этому «прогрессу» и к чтению. В доме Федотова собиралось все культурное общество города Усмани, в том числе и писатели.   Его дочь Мария взялась руководить развитием молодого «дикаря», который «двух слов не умел связать в самом невзыскательном уездном обществе, плохо знал, как обращаться с салфеткой, писал с нелепейшими орфографическими ошибками». Вскоре у молодых людей завязался «книжный роман», закончившийся свадьбой, которая состоялась в 1875 году.

На небольшое приданое жены Эртель арендовал «именьице» и сделал попытку завести свое хозяйство, которая окончилась «крушением». «Я, считавшийся дельным хозяином в чужом богатом имении, оказался никуда не годным в своем маленьком», - отмечал он.

В доме Федотова Эртель познакомился с писателем П. В. Засодимским, как-то заехавшим в Усмань. После неудачной  попытки завести свое хозяйство, Эртель уехал в Санкт-Петербург, где в 1878—1880 годах заведовал народнической библиотекой Засодимского на Невском проспекте. В этой библиотеке, предназначавшаяся главным образом для обслуживания духовных запросов интеллигентного разночинства, проходили встречи народовольцев.

В Санкт-Петербурге Эртель продолжил заниматься  самообразованием. Там же он начал пробовать свои силы на литературном поприще, в 1878 году обратив на себя внимание критики и публики очерком «Два помещика». В том же году в петербургской газете «Русское обозрение» был напечатан первый рассказ Эртеля «Переселенцы», вслед за ним был опубликован очерк «Письма из Усманского уезда». И. В. Федотов писал Эртелю: «Те нумера журналов, где помещены твои очерки, вырываются усманцами друг у друга с нетерпением…». По словам Федотова, очерк «Два помещика» взволновал всю помойную яму до дна, — озлобил Мерч., и Храп., и всю гнусную клику безмозглых ослов, и навострил им ослиные уши в ожидании новых ударов литературного бича…». А одна из их общих знакомых даже сказала в связи с «Двумя помещиками»: «Ты накликаешь на себя полчище злодеев в образе помещиков Колотушкиных Усманского уезда».

В петербургский период жизни Эртель увлекся «передовыми» идеями, близко сошелся с литераторами В. М. Гаршиным, Н. Н. Златовратским, Н. Ф. Бажиным, Н. И. Наумовым, Г. И. Успенским. В 1880 г. Г. Успенский познакомил Эртеля с Иваном Тургеневым. Сохранились письма М. Е. Салтыкова-Щедрина к Эртелю.

В середине 1880 года Эртель сильно заболел и был отправлен докторами «на кумыс» на юг. Поехал в Самару на кумысолечебницу, где прожил около года. После этого вернулся к  семье в Воронежскую губернию. На воронежской земле им были написаны рассказы «Записки степняка», изданные в Вестнике Европы (1880—1882), Русском Богатстве (1881, «Земец»), Деле (1879—1882) и других изданиях.

В 1883—1884 годах Эртель снова приехал в Петербург, но за принадлежность к политическим кружкам был арестован. Некоторое время просидел в Петропавловской крепости, после чего был выслан в Тверь, которая в то время сильно выделялась среди других губернских городов. Она превратилась, как в шутку говорили, в настоящий «русский Цюрих», куда съезжались, вольно и невольно, разные так называемые «неблагонамеренные» элементы.

В Твери Эртель прожил до 1889 года. Здесь перед ним предстал целый ряд характерных типов тогдашней интеллигенции, которые он впоследствии использовал в своих романах. В этот, «тверской», период он работал наиболее энергично за все время своей литературной деятельности. Сотрудничал с «Русской мыслью», которая заняла в то время нишу закрытых «Отечественных записок», завербовав к себе почти всех выдающихся сотрудников петербургских журналов.

За время ссылки Эртель закончил главное свое произведение – роман «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги», который в 1889 году был напечатан в «Русской Мысли». Роман имел большой успех у критиков и интеллигенции начала 1890-х годов.

В 1885 году Эртель женился вторым браком на Марии Огарковой, сестре писателя и поэта Василия Огаркова, с которым он познакомился, еще живя в Усмани. Через год у Эртелей родилась дочь Наталья, а в 1889 году – вторая дочь Елена.

Покинув Тверь, весной 1890 года Эртель некоторое время прожил в Крыму. По возвращении арендовал небольшое имение Емпелево в Воронежской губернии (ныне поселок Трудовое), где прожил шесть лет. В 1894 году совершил поездку за границу, в ходе которой посетил Лондон, Париж и другие европейские города.

В середине 90-х годов Эртель отошел от литературы и до конца своей жизни работал управляющим помещичьими имениями. С 1896 года служил в имении Хлудовых — селе Александровка Моршанского уезда Тамбовской губернии. В Александровке в 1898 году он построил школу, где стала учительствовать его жена Мария Эртель.

С 1900 года Эртель управлял также имением Лукутина, с 1901 года — имениями Е. И. Чертковой, с 1903 года — имениями Пашковых. В декабре 1906 года он поселился в Москве.

Александр Эртель скончался 20 февраля 1908 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с могилой А. П. Чехова.

Александр Эртель

Константин Шапиро/Wikimedia Commons

Чем знаменит

Писатель-самоучка,  известный главным образом как автор нашумевшего в свое время романа «Гарденины», получившего высокую оценку современных Эртелю литераторов, в том числе Льва Толстого и Ивана Бунина, но к настоящему времени совершенно забытого.

«Неподражаемое, не встречаемое нигде достоинство этого романа "Гарденины", это удивительный по верности, красоте, разнообразию и силе народный язык. Такого языка не найдешь ни у новых, ни у старых писателей», - писал в предисловии к роману Эртеля Лев Толстой.

Литературовед Д. Святополк-Мирский высказывался еще категоричнее: «"Гарденины" — один из лучших русских романов, написанных после эпохи великих романистов».

Во всех своих произведениях Эртель выступал убежденным народником, выше всего ставящим в крестьянстве цельность его устоев, народную культуру, которая, в противоположность дворянской и бюрократической, по мнению писателя, избавлена от разложения. В интеллигенции же он критиковал эгоистическое миросозерцание, бездушный материализм.

«Он был народником, но потом расстался с обычным для русского интеллигента агностицизмом и занялся более спиритуалистической философией», - отмечал Мирский. Поэтому около 1910 года, когда лозунгом дня стало возрождение религии, возродился и интерес к Эртелю; были опубликованы его письма и собрание сочинений, имевшие значительный успех. Однако уже очень скоро писатель был практически забыт.

Иван Бунин ставил Эртеля выше всех русских прозаиков конца XIX века, за исключением Чехова, и в 1929 году – спустя всего 20 лет после смерти писателя - горько сетовал на его забвение: «Он теперь почти забыт, а для большинства и совсем неизвестен. Удивительна была его жизнь, удивительно и это забвение. Кто забыл его друзей и современников - Гаршина, Успенского, Короленко, Чехова? А ведь в общем он был не меньше их, за исключением, конечно, Чехова, а в некоторых отношениях даже больше».

О чем надо знать

Иван Бунин познакомился с Александром Эртелем в октябре 1895 года в Москве, будучи молодым еще писателем. Эртель, по словам Бунина, ему сразу «чрезвычайно понравился». Между ними установились дружеские отношения, которые не нарушались ничем в дальнейшем.

Бунин ценил у Эртеля его знание народа и удивительный по разнообразию и красоте язык, восхищался «свободой и ясностью ума и широтой сердца» Эртеля, его «кипучей внутренней и внешней деятельностью».

«Какая умница, какой талант в каждом слове, в каждой усмешке! Какая смесь мужественности и мягкости, твердости и деликатности, породистого англичанина и воронежского прасола! Как все мило в нем и вокруг него: и его сухощавая, высокая фигура в прекрасном английском костюме, на котором нет ни единой пушинки, и белоснежное белье, и крупные с рыжеватыми волосами руки, и висячие русые усы, и голубые меланхолические глаза, и янтарный мундштук, в котором душисто дымится дорогая папироса, и весь этот кабинет, сверкающий солнцем, чистотой, комфортом! Как поверить, что этот самый человек в юности двух слов не умел связать в самом невзыскательном уездном обществе, плохо знал, как обращаться с салфеткой, писал с нелепейшими орфографическими ошибками?», - восклицал Бунин в своих воспоминаниях об Эртеле.

 

Прямая речь

О романе «Гарденины»: «Мне хотелось изобразить в романе тот период общественного сознания, когда перерождаются понятия, видоизменяются верования, когда новые формы общественности могущественно двигают рост критического отношения к жизни, когда пускает ростки новое мировоззрение, почти противоположное первоначальному. И рядом с этим мне хотелось изобразить свободное и независимое от внешних форм общественности течение мысли, провиденциальное тяготение человека к свету».

О деревенских устоях: «В пользу того мнения, что идея поэтической красоты в народе начинает извращаться, может служить то обстоятельство, что хранителями старых песен и сказок в деревне являются по преимуществу старые люди. Молодежь, если и поет эти песни, то в силу обычая, как, например, свадебные, и вообще обрядовые или - как это ни странно - ради потехи, ради исключительного какого-нибудь случая. То же и со сказками. Если хотите, их слушают, но не пересказывают. Они уступают место другим, издания Леухина и Манухина; старые же сказки медленно и неслышно вымирают вместе с какой-нибудь бабушкой, позабывшей счет своим летам, но помнящей "француза"».

Из письма будущей жене М.В. Огарковой из Самары: «Эта Волга производит на меня грустное впечатление. Но теперь я не скажу тебе, что она сделала со мной, эта Волга. Видишь ли, в чем дело: они, т.е. Волга, и музыка, и все в тот вечер - душу они мне перевернули. Всю мизерность свою, мелочность свою, ничтожество я понял.

Что мне делать с собой?.. Куда я гожусь - испорченный, изломанный этой всей жизнью своей в течение которой я только и делал, что был самодоволен и воображал, что я делаю дело. И где это "дело"»?

П.В. Засодимский о знакомстве с Эртелем: «У Федотова однажды я встретил молодого человека, приехавшего с хутора за книгами. Этот юноша - блондин, высокого роста, худощавый, симпатичной наружности, с мягким ласкающим взглядом добрых, задумчивых глаз – был Александр Иванович Эртель… Это был человек богато одаренный умственными силами, умело и широко воспользовавшийся средствами к самообразованию, деятельный, энергичный, человек великодушный, всегда, при всякой возможности оказывающий помощь близким, делавший добро – но без шума, без рекламы, человек с душой нежной, чуткой, отзывчивой».

Николай Златовратский об Александре Эртеле: «Несмотря на то, что он явился в литературу на рубеже двух периодов, в смутные 80-е годы, несомненно имевшие на него влияние, несмотря на то, что ему не удалось придать своим произведениям печать определенной художнической индивидуальности, он сумел в своих произведениях ярко отразить ту "межеумочную" структуру русской жизни, в которой для него главным образом бросались в глаза крепостнический атавизм и хищнические аппетиты вновь вылупившихся слоев, с одной стороны, и хаос смутных идеалистических настроений тех молодых сил, которые шли на смену армии старых идеалистов».

4 факта об Александре Эртеле:

  • Дед писателя, Людвиг Эртель, происходил из берлинской бюргерской семьи. Еще юношей он попал в армию Наполеона, под Смоленском был взят в плен, a затем увезен одним из русских офицеров в воронежскую деревню. Там он перешел в православие, женился на крепостной девушке и всю последующую жизнь прожил управляющим в господских имениях Воронежской и Тамбовской губерний.
  • В Центральном государственном архиве литературы и искусства (ЦГАЛИ) есть рассказ Александра  Эртеля «Полоумный» 1878 года с надписью: «Эту рукопись дарю И. В. Федотову в память великого забвения маленьких дрязг».
  • Также Эртель был знаком и состоял в переписке со Львом Толстым, первая встреча с которым состоялась в марте 1885 года в Москве. Эртель бывал в Ясной Поляне, читал в рукописи некоторые отрывки из произведений Толстого.
  • По инициативе  Эртеля был осуществлен pяд благотворительных акций, среди которых открытие в 1892 году начальной школы в селе Макарье (деньги на школу были пожертвованы В. А. Морозова и отец З. С. Соколовой) и организация попечительства для помощи пострадавшим от голода в 1891—1892 годах.