АННА КИСЕЛЕВА: ПЕДАГОГ, ДЕПУТАТ, ПИСАТЕЛЬ
Часть 2
Часть 1
В том же 1947 году, когда Киселева стала депутатом, у нее родилась дочь Лида, моя мама.
В 1949 году Киселеву награждают орденом «Знак Почета», а в 1951 году вторично избирают депутатом Верховного Совета РСФСР. В1947 году ей присваивают звание Заслуженного учителя РСФСР. Ее дочь вспоминает, что в детстве она плохо знала своих родителей в лицо. Они уходили на работу, когда ребенок еще спал и приходили, когда дочь уже спала. А если Анна Николаевна была дома, то или работала над повестью «4 года», или принимала посетителей. Так что выражение «работала круглосуточно» вполне соответствует истине. Такая нагрузка подорвет любое здоровье, а у Анны Николаевны оно никогда железным не было. Голодное и холодное детство, война — все сказалось. Начало болеть сердце, резко ухудшается и без того плохое зрение.
И встает вопрос: учитель или писатель? Две ее большие любви. Что выбрать? В одном деле она уже достигла больших успехов, всеобщего признания, много работала, заслужила награды и почести. Другая любовь—любовь к литературе, еще неизвестно, что сулит в жизни. Только- только начинается литературный путь. Книга о школе, о воспитании подрастающего поколения—это то, что объединит эти две большие любви. Повесть «4 года» Анна Николаевна забраковала сама, но ее идея ляжет в основу нового произведения — «За честь класса». Знание педагогики и психологии подростков делает эту книгу актуальной й сейчас.
И в 1953 году Анна Киселева делает окончательный выбор. Она навсегда уходит из школы, отдав педагогическому труду 33 года жизни. Остается еще депутатство, отнимающее много сил и времени. Абсолютно лишенная жажды власти, тщеславия, не умеющая добиваться выгоды в жизни, Анна Николаевна вспоминала об этом, как об одном из тяжелейших периодов своей жизни. Льгот Киселева никаких не имела, требовать не умела, а предложить, видимо, забыли. Впоследствии она шутила: «Я имела только одно от своего депутатства — Москву посмотрела».
За год повесть «За честь класса» была написана, одобрена и принята к печати. В это же время выходит несколько рассказов. В газете «Алтайская правда» и в альманахе «Алтай» печатаются рассказы «Сибирская язва», «Своим путем», «Врач».
От рака гортани умирает отец Анны Николаевны, тяжелую операцию переносит сын, его едва удается спасти. В Москве в кремлевской поликлинике ей выписывают и делают на заказ очки — минус 25. Тяжелый сердечный приступ укладывает Анну Николаевну на больничную койку. После болезни она первый и единственный раз едет на лечение в санаторий, в город Кисловодск. Шикарный южный город-красавец, овеянный духом любимого поэта, потрясает сибирскую провинциалку. В Средне-Краюшкино пели частушку:
«Сибирь-сибирюшка моя, благодатная планета.
Двенадцать месяцев — зима, остальное—лето».
Обилие фруктов, южная природа — все похоже на сбывшуюся мечту и производит на Анну Николаевну неизгладимое впечатление. Вернувшись в Средне-Краюшкино, она решается на переезд. Кисловодск всегда был режимным городом, но ей, как депутату Верховного Совета РСФСР, разрешают прописаться с семьей без предоставления квартиры.
И осенью 1954 года семья уезжает из Сибири. Уезжают все Киселевы, кроме сестры Марии, которая живет в Бийске.
Повесть «За честь класса» выходит в 1955 году, когда Анна Николаевна уже живет в Кисловодске. Отрывки из повести печатает «Учительская газета», альманах для детей «Золотые искорки». В предисловии к отрывкам в «Учительской газете» написано: «...Как и первая книга, повесть «За честь класса» посвящена школе, учителям, детям. Большой педагогический опыт, знание психологии детей, умение разрешить сложные задачи воспитания—все это помогло автору сделать повесть увлекательной, жизненно правдивой».
Уход из школы и выпуск своей второй книги Анна Николаевна считала началом своей литературной судьбы. Ее судьба писателя сложилась трудно, подчас трагично, но путь был выбран и пройден до конца.
Быт в Кисловодске не сложился. Денег хватило на покупку половины дома. На семь человек этой жилплощади было маловато. Работу нашел только племянник Алексей Степанов, и то не в Кисловодске, а в станице Буденовке (ныне печально известный Буденновск).
Это довольно далеко от Кисловодска, жить ему пришлось там, снимать квартиру. Поэтому от скудной зарплаты руководителя хорового коллектива ничего не оставалось для семьи. Фактически единственным источником существования Киселевых была пенсия Анны Николаевны за выслугу лет. Я не знаю, сколько это было, но после наступления пенсионного возраста она получала 62 рубля 50 копеек. Это — пенсия Заслуженного учителя! Зато прямо с высокого каменного крыльца дома был виден Эльбрус. В лучах заходящего и восходящего солнца его розовато-белая снежная двуглавая шапка вселяла в сердце благоговейный трепет. Стоило спуститься в Нижний парк, пройти через Колоннаду, полюбоваться Стеклянной струей, подняться по ступенькам к барельефу Лермонтова и сразу возникало ощущение счастья жить в этом городе-сказке.
Анне Николаевне этого было достаточно, работала она легко и увлеченно, здоровье восстановилось настолько, что «я забыла, где у меня сердце и как оно болит». Хотя, чтобы свести концы с концами до получения гонорара за повесть «За честь класса», она сдавала в комиссионный личные вещи. Есть и такой факт в жизни писательницы. Но мужу Анны Николаевны жизнь в Кисловодске казалась невыносимой. Работу он найти так и не смог, город нуждался в медиках, для учителей мест не было. В Сибири Константин Александрович работал директором школы, секретарем райкома. Общительный по натуре, он привык быть в коллективе, среди людей. А в Кисловодске — ни работы, ни знакомых. Он очень тяжело пережил этот год. И главным образом из-за него Анна Николаевна расстается с полюбившимся городом. Но любовь к Кисловодску, как любовь к человеку, будет ее сопровождать всю жизнь. Поэтому спустя годы она снова туда вернется, свято веря, что и здоровье там улучшится.
В 1956 году семья уезжает на родину Анны Николаевны, в село Нижняя Ведуга. Черноземье встретило их ужасающей нищетой — непролазная грязь, меловые хатки под охапками прелой соломы, земляные полы. После Кисловодска на это было вдвойне тяжело смотреть. Встретившись со накомыми и родными, семья наконец оседает в Нижнеде- вицке Воронежской области.
Анна Николаевна вставала очень рано, чтобы никто не мешал, и работала — 8-9 часов ежедневно она проводила за машинкой. Одна за другой, готовы несколько рукописей. Среди них— «Самое дорогое», «Дневник Люды Кубанцевой» и другие. Но, ни одно издательство не принимает их к печати. Рукописи странствуют из издательства в издательство и возвращаются к автору с вежливым отказом. Иногда их просто не читают, несколько раз Анна Николаевна склеивала листочки капелькой клея, рукопись возвращалась в том же виде. Год за годом — упорный, изматывающий труд, не приносящий никаких результатов. «Писателю надо говорить со своими читателями, слышать их голоса, иначе весь его труд становится бессмысленным, — пишет она в своем дневнике, — а я, как в вакууме. Словно в черную космическую дыру вылетает все, чем я хотела бы поделиться с людьми. И зачастую — все по воле одного человека, которому просто лень прочитать». Но наступает 1957 год — год триумфа Анны Николаевны. Наконец-то она поднимается на вершину, где стоит красавец-город—ее мечта.
Объявляется Всероссийский конкурс на лучшую многоактную пьесу, посвященную 40-летию Советской власти. Конкурс проводится под девизом, не один, а два рецензента должны прочитать пьесу и представить ее жюри, если она заслуживает внимания. Жюри не знает имен авторов —только их девизы. Анна Николаевна посылает на конкурс пьесу «Из тьмы». И — долгожданная победа! Лауреатами этого конкурса становятся авторы из Москвы, Ленинграда, Петрозаводска и — одна-единственная премия писателю из села.
Наконец-то отметила и заговорила о Киселевой центральная пресса. И как заговорила! Сразу же после подведения итогов в «Советской культуре» Г. Граков и Ф. Есе-ев (члены жюри) пишут: «В числе пьес, отмеченных поощрительными премиями, привлекает внимание драма «Из тьмы». Она принимается к постановке Московским театром имени Маяковского». Критика единодушна: С. Никишкин и П. Демин в «Литературной газете» в статье «Молодые силы» пишут: «Особого разговора заслуживает драма «Из тьмы», удостоенная одной из поощрительных премий. Читая ее, испытываешь радостное чувство открытия таланта, яркого и самобытного. Это не просто новая пьеса — это явление! Пусть пьеса еще несовершенна, страдает известным схематизмом, отдельными композиционными неточностями —талант автора, его широкое видение жизни проглядывают во многом... Пьеса глубоко народна и по своему характеру, и по строю образов, и по языку. Радостно быть свидетелем рождения таланта и вдвойне радостно узнать, что пьесу написала сельская учительница из села Нижнедевицк Воронежской области — Анна Николаевна Киселева».
Автора принимают в Союз писателей. Пресса продолжает комментировать рождение нового таланта. «Учительская газета» посвящает Анне Николаевне очерк «Рождение пьесы». Здесь и личное впечатление автора о ней «...пожилая женщина с моложавым умным лицом» и ее биография и комментарий к пьесе. И даже газета «Сельское хозяйство» не остается в стороне, выдав нонсенс под названием «В прошлом доярка—ныне писательница».
Таким образом, критика щедра и единодушна — первая пьеса начинающего драматурга и уже — «явление в литературе», «несомненная удача», «талант яркий и самобытный». Недочеты в пьесе есть, но они незначительны. Казалось бы, перед автором открыт широкий путь в драматургию. Но... Вот это «но» и не дает возможности Анне Николаевне войти в тот чудо-город. Кроме таланта, надо иметь еще и крепкие локти и острые зубы, или хотя бы личные контакты. Но, тяжело больная, а главное — почти слепая, она не могла их установить. Да, надо было ездить, встречаться, разговаривать, а она могла общаться только через письма. Это, как считала сама Анна Николаевна, и послужило главной причиной того, что пьеса не увидела сцену. Ни театр имени Маяковского, как было сказано в статье, ни Воронежский, ни какой другой пьесу не поставили.
Почему? Ответа на это нет ни у Анны Николаевны, ни у меня. Та же «Алтайская правда» от 16 июля 1959 года напечатала в статье «Показывать на сцене нашего современника», комментируя истекший театральный сезон на Алтае: «Нужно ли далеко ходить за примерами? Более года назад в печати появилась пьеса Анны Киселевой «Из тьмы». Киселева — наша землячка, она много лет работала преподавателем литературы и заведующей учебной частью в Краюшкинской средней школе. Ее пьеса посвящена жизни алтайской деревни. Написана она горячо, ярко, с подлинным знанием жизни. Естественно, что такое произведение должно было привлечь внимание Алтайского краевого театра. Но режиссура театра даже не знакома с этой пьесой».
То, что показалось авторам статьи «естественным», оказалось вовсе не естественным. Пьеса осталась вне поля зрения советских театров. Тогда это не очень смутило Анну Николаевну, она привыкла к трудностям и неудачам, умела относиться к ним философски и с юмором, умела преодолевать их и идти дальше. Поэтому она продолжает работать, не покладая рук. Хотя пьеса не увидела сцену, ее заметили, и редакции перестали быть «черными дырами». Газеты и журналы начинают охотно работать с Анной Николаевной. Печатают ее рассказы: альманах «Алтай» — рассказы «В летний день», «Своим путем», детский альманах «Золотые искорки» — рассказ «Жень-Шень», журнал «Подъем» — рассказы «Из омута» и «Наташа», газета «Коммуна» — рассказ «Не только соловьи», а «Заря коммунизма» — рассказы «Пшеница золотая» и «Страницы жизни».
В это время автор работает над повестью «Дневник Люды Кубанцевой». Интересна история создания повести. Судя по первым произведениям, можно сказать, что Анна Николаевна была коммунистом в лучшем смысле этого слова, хотя и не была членом КПСС. В Сибири она подавала заявление о вступлении в партию, но тогда принятие в ее ряды шло по разнарядке и места для Киселевой не оказалось. Впоследствии, осознав, проанализировав и поставив для себя диагноз процессам, происходившим в стране, она отказалась от вступления в партию. Но она была из тех, кто верил в светлое социалистическое будущее России и честно, в меру своих сил и способностей работал на него, отказываясь урывать, хапать что-то для себя. В дневнике она писала: «Как бы история не экспериментировала с моей страной, будущее есть только у того общества, которое сможет осуществить великий принцип «от каждого по способностям — каждому по труду». Все остальные пути обречены. Но сможем ли мы пройти этот путь до конца?» Еще при жизни она поняла, что не сможем, поэтому и не вступила в партию. И далее: «Лично я могу жить только при социализме. Я возмущаюсь и в меру своих сил пытаюсь бороться с постыдными явлениями в нашей жизни. Частично они идут от того, что руководство страны отклоняется от ленинского курса, а частично — от сущности человека. Ну а если человек —сволочь по своей натуре, какой строй его исправит? Большой грех Хрущева в том, что он учил «лакировать» советскую действительность. Надо ставить точный диагноз и лечить болезнь, иначе и умереть можно, если твердить: «Все хорошо, все прекрасно», когда на самом деле болит, и сильно болит». Один из героев ее неопубликованной повести «Земля родная» так оценивает происходящее: «Так-то оно так, но пока мы думали, что первая часть лозунга социализма «от каждого по способностям» означает квалификацию, умение трудиться, талант наконец, другие в это время культивировали в себе способность — выхватить кусок хлеба прямо изо рта ближнего. Поэтому вторая часть «каждому по труду» — вообще смысл потеряла. И хотя мы все в одной лодке, но одни лежат на верхней палубе на атласных подушках, греясь на солнышке, а другие гребут, прикованные цепями, в духоте и темноте».
Еще в 50-е годы в Нижнедевицке, где жил в то время автор «Дневника Люды Кубанцевой», жизнь руководителей мало чем отличалась от жизни простых смертных. Дочь Анны Николаевны, Лида, вспоминает, что семья ее одноклассницы, отец которой работал в райкоме, жила во времянке, которая стояла за огородами. И идти к ним нужно было по меже между картофельных гряд. Другой руководитель имел семью из 5 человек и жил рядом с Киселевыми в двух комнатах, одна из которых была и кухней, и прихожей.
До сих пор в Нижнедевицке поминают добрым словом второго секретаря райкома КПСС Нечаева, кстати, он — прообраз главного героя повести «Земля родная». Нечаев отвечал за сельское хозяйство района. Фронтовик, имеющий несколько ранений, он сильно хромал. В колхозы ездил на попутках, рейсовых автобусах. Никогда не заходил сразу к председателю, а прямиком шел к людям и разбирался, что к чему. В тот период и села начали отстраивать, и по сельскому хозяйству район в числе лучших был. Константин Александрович Ивашев, муж Анны Николаевны, работал заведующим роно и был членом бюро райкома партии. За свой труд он был награжден настольными часами, на которых выгравировано: «Лучшему заведующему роно Воронежской области».
Вскоре в Нижнедевицке появился новый заведующий райпотребсоюзом Шаталов. Семья у него была большая, детей человек 5 или 6, но и у других в те годы детей было много. Очень быстро построил шикарный каменный дом и «навел порядок» в торговле. Партию отличных зимних пальто уценили. Правда, продавцы уцененного магазина только подписали накладные, а сами пальто увидели уже на дочерях своего начальника. Это не единственный случай, их было много. Начались перемены, и не к лучшему. «Ушли» из райкома Нечаева, единомышленников у Константина Александровича становится все меньше и меньше, его тоже «уходят» из роно, он переводится директором школы в Курбатово и начинает серьезно пить.
До войны Ивашев не пил вообще. Фронтовые 100 граммов сделали свое дело, с войны Константин Александрович вернулся пьющим человеком. Это и послужило причиной развода. Детям Анна Николаевна говорила: «Не судите отца строго, пройти этот ад и не начать пить трудно, почти невозможно. Но я не могу жить с пьющим человеком».
После развода Анна Николаевна уезжает жить в г.Усмань Липецкой области к своему племяннику Степанову Алексею и к сестре Степаниде. В Усмани Анна Николаевна заканчивает повесть «Дневник Люды Кубанцевой». Первоначально повесть была написана как записи девочки о своей жизни, осознании мира и своего места в нем. Толчком к изменению повести послужили вопросы дочери-семиклассницы, которая училась вместе с дочерью Шаталова: «Как же такое возможно?»
У Лидии Константиновны, дочери Киселевой, до сих пор сохранилась привычка: прежде чем порвать или выбросить газету, посмотреть, не стоит ли штамп методкабинета роно. Выписывать много Киселевы не могли, а семья была читающая. Поэтому Константин Александрович приносил домой всю корреспонденцию, выписанную на методкабинет роно. И, Боже, избавь было порвать эту двухкопеечную газету! Все, что приносил, он уносил обратно.
Шаталов воровал в открытую, об этом все знали, утаить что-то в небольшом селе было невозможно. Поэтому недоумение, точнее — возмущение дочери толкает Анну Николаевну на то, что она переделывает повесть.
Люда Кубанцева, героиня повести, познает мир. Ей открывается, что жизнь — это борьба Добра и Зла, что в мире существуют ложь, подлость, насилие. Чистая, открытая, искренняя, она не может с этим мириться и по-своему, по-детски восстает. Повесть получилась интересной, глубокой, емкой, хотя и несколько овзросленной глубиной философских рассуждений Люды Кубанцевой. Одобрена и принята к печати. Но тут хрущевская «оттепель» кончилась.
... Анна Николаевна опять видела вещий сон. Вечером они с сыном долго спорили о существовании сверхъестественного, а наутро она сказала: «Видела сон, не знаю, к чему он, но он сбудется. Иду я с редакторшей Т. Т. Давыденко, вдруг слышу отдаленный гул. И кто-то, кого я не вижу, говорит: «Пчел раздавили, жала вынули».
«Жала вынули», и в Воронеже срочно снимают уже сданную в набор повесть, выдирают из нее все «крамольные места» и в таком растерзанном виде печатают в 1963 г. Анна Николаевна до конца жизни жалеет, что позволила так изувечить свое дитя. «Лучше бы я отказалась печатать повесть вообще».
Но в Нижнедевицке и в таком виде «Дневник Люды Кубанцевой» производит эффект взорвавшейся бомбы. Все легко узнают «торгового бога», за книгой ездят в Воронеж, повесть есть почти в каждом доме, а уж читали ее все точно. Увы, она оказалась лишь клапаном, через который спустили пар из бурлящего котла негодования жителей. Шаталов скупил в районе все экземпляры и сжег, но казнь книги только повысила ее популярность. Шаталова куда-то переводят. От греха подальше.
О книге говорили, писали. Шли письма Анне Николаевне, шли, очевидно, и в издательство, потому, что там принимают к печати следующую повесть А. Киселевой «Самое дорогое», написанную раньше. Книга увидела свет в 1964 году.
Барнаульское издательство готовит к переизданию «Алтайских робинзонов». В 1966 году книга в четвертый раз выходит в свет. Это были самые богатые в отношении напечатанных произведений годы. Это был пик литературного успеха.
У меня есть договоры на издание повестей «Живая вода» и «Утро», которые почему-то так и не были напечатаны. Газеты публикуют: «Новая жизнь» от 10 апреля 1964 года рассказ «В пути», в той же газете, от 1 ноября — рассказ «Штукатуры», а в 2-х номерах № 64 и № 65 — рассказы «Из омута» и «Нельзя забывать».
Анна Николаевна увлеченно работает в это время в области драматургии. Одна за другой из-под ее пера выходят пьесы, ее манит театр, который она так любит. И, словно чтобы еще раз подтвердить, что драматург она талантливый, но путь на сцену для ее пьес закрыт, судьба в образе министерства культуры вновь проводит всероссийский конкурс на лучшую пьесу для детей. И вновь под девизом.
«Советская культура» от 22 июля 1965 года, «Итоги подведены»: «На всероссийский конкурс на лучшую пьесу для детей, который проводился Министерством культуры РСФСР, Союзом писателей РСФСР, ЦК ВЛКСМ, Всероссийским театральным обществом и Министерством просвещения РСФСР в период с февраля 1964 года по 15 мая года, поступило 59 пьес для детей и юношества, в том числе 116 пьес для театров кукол. Жюри приняло решение присудить установленные по условиям конкурса вторые премии в размере по 3000 рублей: «Фейерверк» — Г. Мамлин (г. Москва); «За правдой» —А. Киселева (г.Усмань Липецкой области). Первая премия не присуждена».
Анна Николаевна поднялась на высшую ступень конкурса, получив, по сути дела, 1 премию. И снова авторы из Москвы, Ленинграда, Новосибирска и — из Усмани Липецкой области.
...Вот и все, весь рассказ о плодотворной работе писателя Киселевой.
Далее — долгая, печальная борьба, закончившаяся смертью Анны Николаевны.
На конкурс Анна Николаевна послала 5 пьес, одна была премирована, остальные одобрены. С Министерством культуры у писательницы складываются самые тесные и теплые отношения. Я пишу «с Министерством», т.к. все письма идут с государственным штампом на конверте. Настрой писем рабоче-дружеский: «Рецензии на обе пьесы посылаю.., пьесу «В Старой Глушинке» я давно передала «взрослым» театрам. Ее читали в коллегии, мнение самое положительное», «Дорогая Анна Николаевна! Вы правильно поняли, что я неспроста молчу. Очень больна я, дорогая Анна Николаевна, вот заболело сердце, хотя вроде бы и без времени, все-таки 30 лет! Вот 3 месяца отлежала, сейчас понемножку начинаю двигаться! Ну, это Боге ним. Я только для того рассказываю, чтобы вы не думали, что я могу быть такой невнимательной», «Я сразу хочу предупредить Вас, что число желающих работать над Вашей пьесой театров все время растет...», «Вы не волнуйтесь, пьеса пойдет обязательно, пойдет широко, мое слово Вам в том порукой...», «Надеюсь, что Вы понимаете мое доброе к Вам отношение и понимаете, что я тоже страдаю за пьесу и очень хочу видеть ее широко идущей...», «Дорогая Анна Николаевна! Барнаульский театр юного зрителя категорически потребовал у нас право первой постановки передать им на основании, что написали Вы пьесу про них, мы не могли им отказать. Поэтому первыми будут ставить пьесу барнаульцы и туляки. Барнаул Вам напишет — главный режиссер там Геренбург Александр Николаевич, связь держите с ним, они будут создавать сценический вариант пьесы. Должна Вас порадовать, что многие театры интересуются пьесой, так что, очевидно, пьеса пойдет широко.
Что касается других пьес, которые можно дорабатывать, пожалуйста, работайте потихоньку и присылайте. Поздравляю Вас с наступающим праздником и желаю Вам всего самого хорошего, особенно здоровья! С уважением Светлана Романовна Терентьева».
Переписывается Анна Николаевна и с одним из членов жюри — Георгием Агафоновичем. Их переписка не сохранилась, вероятно, Анна Николаевна уничтожила его письма. Остался лишь черновик одного ее письма, из которого все становится ясно. «Дорогой Георгий Агафонович! Я долго не отвечала на Ваши письма потому, что не знала, что и как ответить. Ваши два предпоследние письма повергли меня в большое душевное смятение. Вы пишете, что моя пьеса «За правдой» получила вторую премию только благодаря Вашему «мужеству и стойкости в парламентской борьбе». На самом деле она, как и многие другие, «подобна однодневному мотыльку, рождающемуся утром и к вечеру умирающему», и совсем не заслуживает никакой премии. Дорогой мой! Но ведь этот «мотылек» стоит государству и народу тысячи! На то ли были направлены Ваши мужество и стойкость, на что следует? Позволительно спросить, зачем Вам нужно было выдвигать мою пьесу «не только на вторую, но и на первую премию»? Разве я Вас просила об этом? Я даже не знала о Вашем существовании, как и Вы о моем. Кому это нужно, чтобы слабые, бесцветные пьесы получали тысячные премии и оставались в забвении? Посылая свои пьесы на конкурс под девизом, я была убеждена, что именно там члены жюри, опытные и квалифицированные ценители искусства, беспристрастно оценят мой труд, невзирая на имя, потому что имени они не знают. О пьесах будут судить исключительно по их достоинствам.
Вы пишете, что «вокруг конкурса бушевало столпотворение». Что это значит? Видимо, надо понимать, что членам жюри были известны фамилии авторов, несмотря на девизы, и каждый из них выдвигал своего кандидата, не считаясь с художественной ценностью произведения, а совсем из других соображений, рассчитывая урвать куш из премии своего протеже... Но мне интересно вот что, почему Ваш выбор пал на меня? Не лучше ли Вам было сделать ставку на какого-нибудь московского автора? Может, с ними Вы бы лучше сумели договориться. Дорогой Георгий Агафонович! В первых своих письмах Вы так много писали о своем тяжелом материальном положении, что я сделала ложный шаг, пообещав Вам помочь. И теперь я чувствую, как меня затягивает трясина, особенно после двух последних писем, в которых Вы предлагаете мне послать деньги от чужого имени и не на Ваше имя. Это уже дурно пахнет. Я ни в каких махинациях участвовать не хочу. Боюсь оступиться в грязь.
Простите, Георгий Агафонович, что я написала все так прямо. Так лучше. Не обижайтесь. На меня обижаться не надо. Будьте здоровы, А. Киселева».
Анна Николаевна не называет прямо действия Георгия Агафоновича и Светланы Романовны, и называются они —«вымогательство» и «шантаж».
Дочь Анны Николаевны вспоминает: «Я чувствовала, что у мамы произошло что-то очень тяжелое. Она ходила, как в воду опущенная, приступ следовал за приступом, а ведь буквально неделю назад она летала. Сначала мама отмахивалась от вопросов, видимо, обдумывала, как ей поступить. И, наконец, решилась. Она рассказала дочери, что все ее пьесы будут напечатаны, все увидят сцену, но... если она даст взятку —10 % от всех гонораров. Дело было не в деньгах, а в том, что взяток Анна Николаевна никогда и никому не давала. Это — продать свою совесть. Но вопрос стоял так: или чистая совесть, или навсегда похоронить свои пьесы. Она выбрала второе».
Так закончилась карьера драматурга Киселевой. Ни одна из ее пьес — ни премированная, ни четыре другие так и не увидели сцену.
Все премированные на конкурсе пьесы, кроме «За правдой», уже давно шли на сцене. Анна Николаевна долго искала справедливость. Но «черная дыра» работала безотказно: все театры расторгли контракты, все издательства закрыли двери перед Киселевой.
Здоровье резко ухудшается. Врач, сняв кардиограмму, сказал родным, что изношенное сердце может остановиться в любую минуту. С таким сердцем она проживет еще 7 лет. Врач не ошибся в диагнозе, он ошибся в человеке.
Из Усмани Анна Николаевна уезжает в Кисловодск, свято веря, что любимый город поможет ее здоровью. В Кисловодске писательница встречается с другом юности, хирургом С. П. Волковым, он давно на пенсии и ведет клинику на общественных началах. Он подтверждает диагноз: «Тебе не только нельзя совершать такие д лительные прогулки, тебе рукой резко шевельнуть нельзя». Всегда очень сдержанная во всем, она довела свою диету до минимума: фрукты, 200 г творога, кусочек черного хлеба и минеральная вода. Утром зарядка, вечером прогулка и работа, которая дает ей силы жить.
Анна Николаевна активно борется с «черными дырами». Очень показательна переписка со Ставропольским издательством. Туда писательница посылает приключенческую повесть для детей среднего школьного возраста. Поначалу повесть приняли с интересом, потом начинается непонятное. Вот как «инженеры человеческих душ» относятся к своим коллегам:
«10/Х 68 г. Анна Николаевна, сегодня в завалах рукописей обнаружил Вашу повесть «К Ильичу», книгу «Самое дорогое».
«Уважаемый Карп Григорьевич! Спасибо за скорый ответ. Хочу ознакомить Вас с положением дел, а то Вам, пожалуй, будет трудно разобраться. В ноябре 1966 года, когда Вы были еще секретарем отделения Союза писателей, я послала Вам рукописи двух повестей для детей «Тайна черных гор» и «К Ильичу» и двух рассказов «Встреча» и «Мужество», книги и отзывы на них.
Не получив ответа, направила повесть в Ставропольское издательство. Старший редактор тов. Хохлова 3 марта 1968 года мне написала, что повесть ей понравилась, она включила ее в план редакционных работ. Но через 9 месяцев тов. Хохлова написала мне, что без рекомендации Союза писателей издательство не может принять рукопись... 11 сентября 1968 года я получила ответ, что моей повести и рассказов в Союзе писателей нет, они утеряны».
Подобное продолжается 4 года. Рукописи то находят, то вновь теряют. Терпение у Анны Николаевны уже на пределе: «1/Х 1970. Здравствуйте, Михаил Васильевич. Простите, что задержала членские взносы в Литфонд. Нет денег. Но не подумайте, что прошу. Избавь бог! Ненавижу побираться. Может, я подам заявление в правление Союза писателей РСФСР об исключении меня из СП и Литфонда. Это мой протест против гнусностей. Эти ставропольские руководители Союза писателей и издательства довели меня до инфаркта...» Это уже крик души, крик отчаяния. 62 рубля (ее пенсия) в Кисловодске — мизерная сумма даже для одного человека, а у нее на иждивении—дочь-студентка, у сына родился ребенок. Все деньги, полученные за предыдущую работу, истрачены на дом. Дочь подрабатывает к стипендии и очень расстраивается, когда Анна Николаевна присылает ей деньги: «Я боялась, что она голодает, я боялась, что она не сможет купить лекарств и без очередного укола просто умрет!»
Подруги дочери в институте очень удивились, узнав о мизерной пенсии депутата и Заслуженного учителя РСФСР. Дочь пошла по инстанциям. Да, Анне Николаевне положена персональная пенсия... 75 рублей! Ее она получала всего полтора года... Несмотря на все, Анна Николаевна беззаветно предана Родине, России.
Когда ей предложили подписать заявление членов Ставропольского Союза писателей о Солженицыне, она отказалась. Дочери объяснила так: «Писатель живет тем, что его печатают. И материально, и психологически — это необходимо писателю. И коль ему там, за границей, будет легче, а ему будет в этом отношении легче, ибо там его будут печатать в пику Советскому Союзу, это его право. Поэтому ничего подписывать я не буду. А вот я бы не смогла уехать из России. Какая ни есть, но это моя родина, и если что-то плохо, то еще жальче, как больное дитя».
На конкурсе на лучшее литературное и музыкальное произведение о мире, который проводил Краевой комитет защиты мира и хоровое общество, Анна Николаевна получает 1 премию за рассказ «Высота» («Кавказская здравница», 27 ноября 1968 г., «Слово о мире»). Но та же «Кавказская здравница» не постыдится сообщить в письме от 19 января 1973 года, что «рассказ не смогли опубликовать в свое время», а потому рукопись просто выбросили.
Не лучше обстоит дело и со Ставропольским краевым издательством. Анна Николаевна уже не в силах сдержаться: «Ну отказали бы категорически, и все! Но зачем же тянуть, обещать, потом молчать месяцами, опять обещать, тянуть, ничего не делать и так 4 года мучить человека, выматывая из него силы!» Но продолжаться это будет гораздо дольше!
Доведенная до отчаяния, писательница обращается к своему первому рецензенту, «крестному отцу» от литературы А. Л. Коптелову. В ее письме — вся боль и горечь пройденного пути, это молитва человеку, который ее благословил: «Вы один из первых вселили в меня уверенность, что я могу стать писательницей. Я безгранично благодарна Вам за то, что для меня было сделано. Благодарна за отзывчивость, благородство и духовную высоту, Вы дали мне возможность узнать радость творческого труда! Все эти годы я много, упорно и с горячей любовью работала, много написала, но — увы! — напечатано мало.
Но, за последние 5 лет я ничего не могу напечатать, даже премированный рассказ не напечатали. Куда бы я не посылала свои рукописи, их возвращают. Почему? Плохо пишу? Не знаю. Может быть, мне следует бросить писать. Но разве может бросить тот, кто познал радость и муки этого творческого труда? И еще меня смущает одно обстоятельство: почему на конкурсах под девизом, когда не знают моего имени, мои произведения премируют, а в редакциях издательств и журналов я получаю отказ? Ведь и те и другие произведения пишет один человек.
Мне говорят: не имея личных связей с власть и силу имущими в литературном мире, в печать не попадешь. Неужели это правда или просто — обывательская точка зрения?! Я по своей застенчивости и болезненному состоянию ни с кем из писателей и работников издательств и журналов лично не знакома.
Я люблю писать, плохо ли, хорошо ли, но не умею и не люблю «проталкивать» свои творения. Но ведь писать ни для кого горько, обидно и бессмысленно.
Дорогой Афанасий Лазаревич, я искренне прошу простить меня, что я осмелилась обратиться и Вам за помощью. Хотя бы маленькую часть моего труда как-то передать юным читателям (если, разумеется, он того заслуживает). Я буду ждать от Вас ответа, как никогда ничего в жизни не ждала».
И случается чудо. Афанасий Лазаревич Коптелов вновь «благословляет» повесть «крестницы», последнюю вышедшую при жизни книгу — «Варькино детство». Более того, издательство «Советская Россия» собирается включить в план повесть «За правдой».
Редактор К. Покровская в письме от 6 июня 1973 года, не подозревая, что Анне Николаевне осталось жить 3 месяца, пишет: «Уважаемая тов. Киселева! План пока еще не утвержден и я вместе с Вами трепетно жду этого утверждения. Думаю, что осенью уже окончательно он будет утвержден всеми инстанциями, и тут же мы заключим договор. Всего Вам доброго! С уважением редактор К. Покровская».
Договор так и не был заключен в связи со смертью автора.
Повесть «За правду» вышла в 1986 году в Центральночерноземном книжном издательстве хлопотами дочери.
От всех огорчений и расстройств весной 1972 года у Анны Николаевны случается инсульт. Нервы, сердце и мозг не выдержали всей той несправедливости, которая продолжалась многие годы. Родные увозят писательницу в Усмань. Анна Николаевна потеряла речь и почти потеряла способность писать. Немного поправившись, она снова начинает работать: пишет свой последний рассказ «Я — твой колосок». Иногда за много часов она составляет только одну фразу. Сверяет слова со словарем и все-таки не может найти ошибку, хотя интуитивно ее чувствует. Отчаявшись, зовет дочь. Но в большинстве случаев добивается сама. По последним страницам дневника видно, как титанически трудно дается ей работа. На полях выписаны слова, под каждой буквой стоит точка — каждая буква сверялась со словарем. Какова же должна быть воля к жизни и любовь к литературе, если даже в таком состоянии Анна Николаевна продолжает работать! Продолжается и сражение за «Тайну черных гор». Она пишет директору Ставропольского издательства тов. Грязеву: «Я ждала 6 лет. И мне ждать седьмой и восьмой? И где же справедливость? Я не могу больше ждать!» Ответа не последовало.
Тогда Анна Николаевна в отчаянии пишет письмо I секретарю Ставропольского крайкома КПСС М. С. Горбачеву: «Я пишу в крайком КПСС второе письмо и посылаю копию первого, написанного 22 мая 1972 года. На него я ответа не получила, должно быть, письмо попало в руки равнодушного чиновника. Из первого письма Вы узнаете всю мою злополучную эпопею. Шесть лет нервотрепки не прошли даром: сердце не выдержало, нервы сдали, у меня случился инсульт, я потеряла речь. Родные увезли меня на родину в тяжелом состоянии. Теперь я поправляюсь и решила возбудить дело об издании моей книги.
Когда я была депутатом Верховного Совета РСФСР, десяткам людей помогла, выручила из беды. Теперь мне должны помочь, и кто поможет, как не Партия!?»
От Горбачева пришел ответ. Благодаря его помощи Анна Николаевна успевает заключить договор с издательством. Но своей книги она уже не увидит. «Тайна черных гор» выйдет в 1974 году, когда Анны Николаевны уже не будет...
Как и герои ее книг, Анна Николаевна Киселева всю свою жизнь посвятила людям. Ее жизненный путь завершился 17 ноября 1973 года после долгой и очень тяжелой болезни. Она прожила 67 лет. 33 года своей жизни она отдала школе и детям.
Когда она умерла, не знаю, как, какими судьбами узнали об этом там, в далеком сибирском селе Средне-Краюш- кино, ставшем ей второй родиной. Пришли деньги и телеграмма: «Дорогая Анна Николаевна! Многими лучшими чертами мы обязаны Вам. Спите спокойно. Ваши коллеги и ученики».
Если хотя бы один человек скажет такие слова о своем учителе, о писателе, то его жизнь прожита не напрасно.
В конце 60-х годов газета «Алтайская правда» напечатала статью пенсионерки А. Смирновой «Жизнь, отданная детям» об Анне Николаевне Киселевой. Заканчивается статья так: «Поучитесь, друзья, у Анны Николаевны. Ее кропотливая педагогическая и писательская работа—вот вам пример. Четверть века учительствовала она в одном селе, а какой интересной и значительной сумела сделать свою жизнь!..»
Статья напечатана под рубрикой «Счастливые люди». Хочется верить, что так оно и было.