Пианист, педагог, первый отечественный фортепианный методист-учёный
В конце XIX века, когда развернулась его творческая, фортепианно-методическая деятельность, он был достаточно хорошо известен, современники отдавали должное его таланту и заслугам.
В настоящее время имя Буховцева, к сожалению, известно мало кому из фортепианных педагогов. Не все учебные пособия по истории отечественного фортепианного искусства и педагогики даже упоминают о нем, а справочные издания содержат неточности, дают неполную информацию, не раскрывают его роли. А между тем значение Буховцева в становлении отечественной педагогики представляется весьма значительным.
Александр Никитич Буховцев родился 25 января (7 февраля) 1850 года в уездном городе Усмань (в то время Тамбовской губернии), где его мать содержала пансион. Отец происходил из рязанских «цеховых», был капельмейстером и преподавал музыку в учебном заведении своей жены. Под руководством отца и старшей сестры юный Александр получил первоначальное музыкальное образование. В 13 лет он покидает родительский дом, поступив в 3-й класс Воронежской гимназии, которую оканчивает через пять лет. Единственным источником существования Буховцева в те годы, по его собственному признанию, служили уроки музыки, даваемые им на протяжении всего пребывания в гимназии. В этот период жизни он усердно совершенствовался в фортепианной технике самостоятельно, а также занимался у одного из профессоров венской консерватории, временно проживавшего в Воронеже.
Сильнейшее впечатление произвели на Буховцева воронежские концерты Н.Г. Рубинштейна, которые, несомненно, оказали решающее влияние на выбор им жизненного пути.
По окончании гимназии Буховцев переселяется в Москву и в течение трех лет берет уроки у знаменитого А.И. Дюбюка. В это же время молодой пианист много концертирует в провинции. К примеру, в июне 1872 года он выступал в Воронеже, принимая участие в концертах известной певицы Д. М. Леоновой.
В 1874 году Буховцев поступает в Московскую консерваторию в класс Н.Г. Рубинштейна, однако, пробыв в нем два года и убедившись в отсутствии у себя настоящего виртуозного дарования, оставляет учебу и полностью посвящает себя педагогическому делу.
С 1876 года Буховцев на казенной службе: он - учитель музыки в Московском Николаевском женском училище, а затем - и в Николаевском сиротском институте (солидном учебном заведении Москвы), где ему поручают заведование всей музыкальной частью. Он преподает фортепиано и элементарную теорию музыки, организовывает класс «фортепианной педагогии», создает для него свои первые методические труды.
Институт готовил воспитанниц к работе в качестве гувернанток, давал им право преподавания начальной игры на фортепиано. При Буховцеве состояние музыкальной подготовки значительно улучшилось, и за свои отличия по службе Александр Никитич был произведен в коллежские асессоры и не раз получал высокие награды: ордена Святой Анны 3-й степени, Святого Станислава 3-й и 2-й степеней. Его связывали творческие и деловые отношения со многими видными музыкантами той поры - С. И. Танеевым, Н. Д. Кашкиным, В. И. Сафоновым и др. В 1890-е годы на летних каникулах Буховцев вместе с женой Александрой Алексеевной Буховцевой /урожденной Лавровой/ много путешествуют, в том числе за границей, в Германии, Франции, Австрии, Италии, Швейцарии, Бельгии, где встречался с известными педагогами-пианистами, изучал положение дел в области фортепианного обучения, знакомился с новейшими методическими работами.
Во время очередной такой поездки 25 июня (8 июля) 1897 года Александр Никитич скончался в швейцарском городе Вернее. Ему было всего сорок семь лет. Тело его перевезли в Москву и в Даниловом монастыре (там же, где нашел последнее упокоение обожаемый его учитель Н. Г. Рубинштейн) был совершен обряд погребения.
Ныне могилу А. Н. Буховцева не найти. Когда в 1930-х годах в Советском Союзе громили монастыри, некрополь Данилова монастыря был сметен с лица земли...
Остались труды. Первые публикации относятся к 1878 - 1879 годам. Удалось составить наиболее полный список изданного, и объем той работы, которую успел выполнить Буховцев, имея массу учеников и многочисленные педагогические обязанности в двух учебных заведениях, вызывает удивление.
Связанный по роду службы с начальным фортепианным образованием, он глубоко разрабатывал вопросы методики этого периода обучения. Одно из ранних его методических сочинений - "Фортепианная школа" (1879). Понимая крайнее несовершенство фортепианной педагогии с методологической точки зрения», когда разнообразные “приемы" и “особенности" фортепианного исполнения нигде не только не приведены в систему, но даже и не сформулированы, он занялся обеспечением учебного процесса необходимой методической документацией, учебно-справочной литературой. Он публикует несколько работ, в том числе «Настольную справочную книжку для преподавателей и всех занимающихся фортепианною игрою» - прообраз современных учебных программ (она была издана Юргенсоном в 1882,1890, 1899 и 1908 годах и долго пользовалась огромной популярностью 8 педагогической среде), а также «План и подробную программу обучения в приготовительном музыкальном классе» (Изд-во Гутхейль, в 2-х изданиях).
Много трудился Александр Никитич и как редактор, рекомендуя для учебных целей наиболее ценные в художественном и инструктивном отношениях пьесы, распределяя их по уровню сложности, снабжая нотный текст необходимыми исполнительскими указаниями. Особой его заботой было техническое развитие ученика. Буховцевым составлена и отредактирована целая серия сборников этюдов и упражнений, где, в частности, получил творческое преломление и опыт зарубежных педагогов.
Обладая широким взглядом на процесс фортепианного воспитания ученика, ясно видя его многоаспектность, Буховцев направлял свои усилия на создание пособий в тех областях, которым в современной ему педагогической литературе уделялось мало внимания. Его «Элементарный учебник фортепианной метрики» (изданный в 1887, 1897 и 1928 годах) излагал методику развития метро-ритмических представлений ученика при помощи специальных упражнений, исполнявшихся в ансамбле с педагогом и расположенных в порядке возрастающей трудности. И если материал упражнений можно критиковать с музыкальной точки зрения, то сама методика сохранила свою ценность и по сию пору. Другое пособие затрагивало не менее животрепещущую (и сегодня!) проблему развития навыка чтения нот с листа («Пособие для приобретения первоначального навыка в чтении нот в фортепианных ключах». - Москва, 1897).
Большую известность получило «Руководство к употреблению фортепианной педали с примерами, взятыми из исторических концертов А Г. Рубинштейна» (под редакцией С И. Танеева. Москва, 1886; второе издание - 1904), которое также было опубликовано и в Лейпциге на немецком языке. Это пособие значительно расшиния. Одно из ранних его методических сочинений - "Фортепианная школа" (1879). Понимая крайнее несовершенство фортепианной педагогии с методологической точки зрения», когда разнообразные “приемы" и “особенности" фортепианного исполнения нигде не только не приведены в систему, но даже и не сформулированы, он занялся обеспечением учебного процесса необходимой методической документацией, учебно-справочной литературой. Он публикует несколько работ, в том числе «Настольную справочную книжку для преподавателей и всех занимающихся фортепианною игрою» - прообраз современных учебных программ (она была издана Юргенсоном в 1882. 1890, 1899 и 1908 годах и долго пользовалась огромной популярностью 8 педагогической среде), а также «План и подробную программу обучения в приготовительном музыкальном классе» (Изд-во Гутхейль, в 2-х изданиях).
Не менее, чем вопросы фортепианного обучения и воспитания учащихся, волновала Буховцева проблема подготовки фортепианных учителей. Развитие музыкального образования в стране обусловило появление новых требований к учителю музыки. В различных учебных заведениях шли поиски путей обучения педагогических кадров. Так, в Московской консерватории еще в конце 60-х годов XIX века делались отдельные попытки ввести педагогическую практику, позже было учреждено педагогическое отделение, где все студенты обязаны были показывать свою педагогическую работу, в некоторых случаях предлагалось выполнить педагогический разбор произведения. Но теоретический курс, по всей видимости, впервые разработал и ввел в учебный процесс именно А. Н. Буховцев, основав в Николаевском институте «класс фортепианной педагогии» и составив для него специальные учебные пособия. Так появились «Записки по элементарной фортепианной педагогии. Руководство для молодых преподавателей» (Москва. Изд-во Гутхейль, 1883 и 1890), а также «Курс методики элементарного обучения игре на фортепиано. В вопросах и ответах» (Москва. Изд-во Гутхейль, 1888).
Горячо отстаивая свое начинание, Буховцев писал в предисловии к «Запискам...»: «Если для успешного и легкого обучения отечественной грамоте считается далеко не достаточным быть хорошим чтецом и даже знатоком отечественной литературы, а необходимо быть знакомым с рациональной системой обучения грамоте - с «методикой начального обучения чтению и письму», то недостаточность одних виртуозных способностей у фортепианного преподавателя для успешного преподавания становится еще очевиднее, так как обучение фортепианной игре (хотя бы и «начальной») несравненно сложнее обучения грамоте». Красной нитью через методические учебники проходит забота автора о воспитании самостоятельности ученика, о планировании учебного процесса, причем - гибком, зависящем от многих причин, о разностороннем развитии учащихся. Буховцев ратует за то, чтобы занятия велись «многогранно», видя в «многогранности» один из принципов дидактики. Конечно, не все требования и установки пособий решались с передовых позиций, по некоторым вопросам педагог разделял общепризнанные взгляды. Тем не менее его работы, как и сам факт создания курса методики, явились новым словом в истории отечественной педагогики.
Буховцев-переводчик. Прекрасно владея французским и немецким языками, он сделал достоянием читающих педагогов ряд лучших по тем временам зарубежных трудов. При этом он не просто переводил, но сопровождал текст критическими комментариями, полемизируя с авторами, отстаивая достижения русской исполнительской и педагогической школ. По этим комментариям можно судить как о методических убеждениях самого переводчика, так и о прогрессивных стремлениях отечественной школы в целом.
Еще одна сфера интересов Буховцева связана с искусством А.Г. и Н. Г. Рубинштейнов. В 1886 году, в период расцвета пианистической деятельности старшего из братьев. Буховцев опубликовал статью «А. Г. Рубинштейн, как пианист», в которой впервые анализировалось своеобразие игры Антона Рубинштейна и которая позже была напечатана отдельной брошюрой под названием «Чем пленяет нас А. Г. Рубинштейн» (Москва, 1889). Осознавая необходимость зафиксировать для потомков особенности исполнения обоих братьев. Буховцев изобрел специальные знаки и проставлял их в нотах во время концертов и на уроках своего учителя. За многие годы набралось несколько сот произведений с более или менее подробными разметками. Обнародовать же Александр Никитич успел лишь девять из них, дополнив нотный материал «Объяснительным текстом к Собранию фортепианных пьес в интерпретации братьев А.Г. и Н. Г. Рубинштейнов и характеристикой особенностей игры преимущественно Н. Г. Рубинштейна» (Москва, 1896). Но и эта малая толика - кладезь для всех, кто захочет прикоснуться к искусству великих пианистов.
Для пропаганды передовых методов преподавания А. Н. Буховцев использовал все возможные пути и средства. Известно, что он сотрудничал в периодических изданиях обеих столиц (журналы «Баян», «Семья»; «Русская музыкальная газета», «Русские ведомости» и др.). Более того, выяснилось, что он добился разрешения открыть у себя на квартире «Музыкально-педагогическое бюро» - тоже с целью распространения методических изданий. Как и многие деятели русской музыкальной культуры конца XIX века, он был музыкантом-просветителем, чье служение избранному делу поднималось до уровня выполнения общественного, гражданского долга.
Влияние А.Н. Буховцева на развитие в стране фортепианного обучения (особенно начального), без сомнения, велико. Он способствовал внедрению в сознание массы фортепианных учителей прогрессивных педагогических идей. Объем сделанного им на методическом поприще не имел в те годы прецедента. Он создал работы, отдельные положения и факты которых сохранили ценность и сто лет спустя. Александр Никитич Буховцев сполна заслужил благодарную память о себе как о первом отечественном фортепианном методисте.
Он автор работ: «Курс методики элементарного обучения игры на фортепиано», «Настольная справочная книжка для фортепианных преподавателей», «Пособие для приобретения первоначального навыка в чтении нот» и многие другие.
По количеству составленных им оригинальных пособий, а также их достоинству Александр Буховцев занимает выдающееся место среди наших музыкальных педагогов.
Буховцев А.Н. (Некролог) // РМГ. - 1897.- №7-8.-С. 1093 - 1096
Произведения автора
Элементарный учебник фортепьянной метрики / сост. штат. преп. фортепьян. игры в Моск. Николаев. жен. уч-ще А. Буховцев ; практ. отд. учеб. сост. с участием Н. К.....го. – М. : тип. Э. Лисснер и Ю. Роман, 1878 – 57 с. : нот.
Настольная справочная книжка для фортепианных преподавателей и всех, занимающихся фортепианною игрою / сост. А. Буховцев, преп. музыки в Моск. Николаев. ин-те. – М. : П. Юргенсон, 1882. – 108 с.
Записки по элементарной фортепианной педагогии : руководство для молодых преподавателей / сост. А. Буховцев, преп. фп. игры и муз. педагогии в Моск. Николаев. ин-те. – М. : Унив. тип. (Катков и К°), 1883. – 38 с.
Уроки элементарной теории музыки : В вопросах и ответах, умств. и письм. задачах : мл. возраст / сост. А. Буховцев, преп. элем. теории, фп. игры и муз. педагогии в Моск. Николаев. ин-те. – М. : тип. М.Н. Лаврова и К°, 1883. – 36 с.
Руководство к употреблению фортепианной педали с примерами, взятыми из исторических концертов А. Г. Рубинштейна / сост. А. Буховцев ; под ред. С. И. Танеева. – М. : Унив. тип. (М. Катков), 1886. – 32 с.
Уроки элементарной теории музыки : ст. возраст : в вопросах и ответах, умств. и письм. задачах / сост. А. Буховцев, преп. элем. теории, фп. игры и муз. педагогии в Моск. Николаев. ин-те. – М. : Унив. тип. (М. Катков), ценз. 1886. – 47 с.
Указатель (с обозначением краткой характеристики и степени трудности) инструктивных изданий и педагогических пособий, составленных и обработанных А. Буховцевым, преподавателем элементарной теории и музык. педагогии в Московском Николаевском женском институте. – М. : Унив. тип., 1887. – 24 с.
Элементарный учебник фортепианной метрики / сост. А. Буховцев. – М. : Юргенсон, ценз. 1887. – 75 с.
Курс методики элементарного обучения игре на фортепиано : в вопросах и ответах / сост. А. Буховцев. – М. : Унив. тип., ценз. 1888. – 39 с.
Уроки элементарной теории музыки : в вопросах и ответах, умств. и письм. задачах : мл. возраст / сост. А. Буховцев, преп. элем. теории, фп. игры и муз. педагогии в Моск. Николаев. ин-те. – 2-е изд., испр. – М. : Унив. тип., ценз. 1888. – 36 с.
Чем пленяет нас А. Г. Рубинштейн / А. Н. Буховцев. – М. : Унив. тип., 1889. – 11 с.
Записки по элементарной фортепианной педагогии : руководство для молодых преп. / сост. А. Буховцев, преп. фп. игры и муз. педагогии в Моск. Николаев. ин-те. – 2-е изд., испр. – М. : Унив. тип., ценз. 1890. – 57 с.
Указатель фортепианных пиес, распределенных по степеням трудности : с прил. подроб. прогр. первых пяти степ. для ф.-п. преп. и всех, занимающихся фортепиан. игрою / сост. А. Буховцев. – М. : Унив. тип., ценз. 1890. – 92 с.
Настольная справочная книжка для преподавателей и всех, занимающихся фортепианною игрою : указ. фортепиан. пьес, распредел. по степ. трудности / сост. А. Буховцев. – 2-е изд., умнож. – М. : Муз. торговля П. Юргенсон, 1890. – 126 с.
Дополнение к «Ежедневным техническим упражнениям с применением ритмов и систем Таузига, Мертке и Римана», к «Гаммам и арпеджиям» А. Буховцева / сост. А. Буховцев. – М. : Лит. Гроссе, ценз. 1894. – 21 с.
Объяснительный текст к исполнению братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов и характеристика особенностей игры, преимущественно, Н. Г. Рубинштейна / сост. А. Буховцев. – М. : Унив. тип., 1896. – 17 с.
Пособие для приобретения первоначального навыка в чтении нот в фортепианных ключах / сост. А. Буховцев. – М. : П. Юргенсон, ценз. 1897. – 20 с.
Элементарный учебник фортепианной метрики / А. Н. Буховцев. – М. : Гос. изд-во. Музык. сектор, 1928. – 75 с.
Литература о жизни и творчестве
Макуренкова Е. П. А. Н. Буховцев и его методические работы (из прошлого русской фортепианной педагогики) / Е. П. Макуренкова // Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – М., 1961. – С. 149-178. – (Труды ГМПИ им. Гнесиных ; вып. 2.).
Юрова Т. В. Первый русский методист // Фортепиано. – 2000. – № 4. – С. 18-20.
Малинковская А. В. Русская методика-теоретическая мысль о вопросах фортепианно-исполнительской выразительности // Фортепианно-исполнительское интонирование : проблемы художественного интонирования на фортепиано и анализ их разработки в методико-теоретической литературе XVI-XX вв. : очерки / А. В. Малинковская. – М. : Музыка, 1990. – С. 97-112.
Адищев В. И. Музыка в женских институтах России конца XIX - начала XX века : (теория и практика образования) / В. И. Адищев. – Пермь : ПГПУ, 2001. – 116 с.
Казьмина Е. О. Музыкальная культура Тамбовского края : моногр. / Е. О. Казьмина ; науч. ред. Е. Е. Дурандина. – Тамбов, 2009. – Ч. 1 : 1786-1917. – С. 361.
Передерий О. И. Развитие отечественной педагогики музыкального образования в XIX-XX веках : дис. д-ра пед. наук / О. И. Передерий. – СПб., 2010. – 597 с.
Справочные материалы
Русский биографический словарь. – М., 1998. – Т. 3. – С. 408-409.
Энциклопедический музыкальный словарь. – М., 1966. – С. 70.
Воронежская историко-культурная энциклопедия. – 2-е изд., доп. и испр. – Воронеж, 2009. – С. 79.
Липецкая энциклопедия. – Липецк, 1999. – Т. 1. – С. 167.
Тамбовская энциклопедия. – Тамбов, 2004. – С. 80.
Гордость земли Усманской : крат. справ. биогр. знат. людей, прославивш. отчий край. – Усмань, 2005. – Кн. 2. – С. 48.
Интернет-ресурсы
Назарова Е.О. Особенности научно-методического обеспечения общего и профессионального музыкального образования России конца XIX – начала XX вв. / Е. О. Назарова, Е. В. Гребенюк [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования : электронный научный журнал– 2016. – № 5. – Режим доступа : https://science-education.ru/ru/article/view?id=25329. – 20.11.2018.