Усманский

краеведческий портал

Буховцев Александр Никитич
Буховцев Александр Никитич

Пиа­нист, педагог, первый отечественный фор­тепианный методист-учёный

В конце XIX века, когда развернулась его творческая, фортепианно-методическая деятельность, он был достаточно хорошо известен, современники отдавали должное его таланту и заслугам.
В настоящее время имя Буховцева, к сожалению, известно мало кому из фортепианных педагогов. Не все учебные пособия по истории отечественного фортепианного искусства и педагогики даже упоминают о нем, а справочные издания содержат неточности, дают неполную информацию, не раскрывают его роли. А между тем значение Буховцева в становлении отечественной педагогики представляется весьма значительным.

Александр Никитич Буховцев родился 25 января (7 февраля) 1850 года в  уездном городе Усмань (в то время Тамбовской губернии), где его мать содержала пансион. Отец происходил из рязанских «цеховых», был капельмейстером и преподавал музыку в учебном заведении своей жены. Под руководством отца и старшей сестры юный Александр получил первоначальное музыкальное образование. В 13 лет он покидает родительский дом, поступив в 3-й класс Воронежской гимназии, которую оканчивает через пять лет. Единственным источником существования Буховцева в те годы, по его собственному признанию, служили уроки музыки, даваемые им на протяжении всего пребывания в гимназии. В этот период жизни он усердно совершенствовался в фортепианной технике самостоятельно, а также занимался у одного из профессоров венской консерватории, временно проживавшего в Воронеже.
Сильнейшее впечатление произвели на Буховцева воронежские концерты Н.Г. Рубинштейна, которые, несомненно, оказали решающее влияние на выбор им жизненного пути.

По окончании гимназии Буховцев переселяется в Москву и в течение трех лет берет уроки у знаменитого А.И. Дюбюка. В это же время молодой пианист много концертирует в провинции. К примеру, в июне 1872 года он выступал в Воронеже, принимая участие в концертах известной певицы Д. М. Леоновой.
В 1874 году Буховцев поступает в Московскую консерваторию в класс Н.Г. Рубинштейна, однако, пробыв в нем два года и убедившись в отсутствии у себя настоящего виртуозного дарования, оставляет учебу и полностью посвящает себя педагогическому делу.
С 1876 года Буховцев на казенной службе: он - учитель музыки в Московском Николаевском женском училище, а затем - и в Николаевском сиротском институте (солидном учебном заведении Москвы), где ему поручают заведование всей музыкальной частью. Он преподает фортепиано и элементарную теорию музыки, организовывает класс «фортепианной педагогии», создает для него свои первые методические труды.
Институт готовил воспитанниц к работе в качестве гувернанток, давал им право преподавания начальной игры на фортепиано. При Буховцеве состояние музыкальной подготовки значительно улучшилось, и за свои отличия по службе Александр Никитич был произведен в коллежские асессоры и не раз получал высокие награды: ордена Святой Анны 3-й степени, Святого Станислава 3-й и 2-й степеней. Его связывали творческие и деловые отношения со многими видными музыкантами той поры - С. И. Танеевым, Н. Д. Кашкиным, В. И. Сафоновым и др. В 1890-е годы на летних каникулах Буховцев вместе с женой Александрой Алексеевной Буховцевой /урожденной Лавровой/ много путешествуют, в том числе за границей, в Германии, Франции, Австрии, Италии, Швейцарии, Бельгии, где встречался с известными педагогами-пианистами, изучал положение дел в области фортепианного обучения, знакомился с новейшими методическими работами.

Во время очередной такой поездки 25 июня (8 июля) 1897 года Александр Никитич скончался в швейцарском городе Вернее. Ему было всего сорок семь лет. Тело его перевезли в Москву и в Даниловом монастыре (там же, где нашел последнее упокоение обожаемый его учитель Н. Г. Рубинштейн) был совершен обряд погребения.
Ныне могилу А. Н. Буховцева не найти. Когда в 1930-х годах в Советском Союзе громили монастыри, некрополь Данилова монастыря был сметен с лица земли...

Остались труды. Первые публикации относятся к 1878 - 1879 годам. Удалось составить наиболее полный список изданного, и объем той работы, которую успел выполнить Буховцев, имея массу учеников и многочисленные педагогические обязанности в двух учебных заведениях, вызывает удивление.
Связанный по роду службы с начальным фортепианным образованием, он глубоко разрабатывал вопросы методики этого периода обучения. Одно из ранних его методических сочинений - "Фортепианная школа" (1879). Понимая  крайнее несовершенство фортепианной педагогии с методологической точки зрения», когда разнообразные “приемы" и “особенности" фортепианного исполнения нигде не только не приведены в систему, но даже и не сформулированы, он занялся обеспечением учебного процесса необходимой методической документацией, учебно-справочной литературой. Он публикует несколько работ, в том числе «Настольную справочную книжку для преподавателей и всех занимающихся фортепианною игрою» - прообраз современных учебных программ (она была издана Юргенсоном в 1882,1890, 1899 и 1908 годах и долго пользовалась огромной популярностью 8 педагогической среде), а также «План и подробную программу обучения в приготовительном музыкальном классе» (Изд-во Гутхейль, в 2-х изданиях).
Много трудился Александр Никитич и как редактор, рекомендуя для учебных целей наиболее ценные в художественном и инструктивном отношениях пьесы, распределяя их по уровню сложности, снабжая нотный текст необходимыми исполнительскими указаниями. Особой его заботой было техническое развитие ученика. Буховцевым составлена и отредактирована целая серия сборников этюдов и упражнений, где, в частности, получил творческое преломление и опыт зарубежных педагогов.
Обладая широким взглядом на процесс фортепианного воспитания ученика, ясно видя его многоаспектность, Буховцев направлял свои усилия на создание пособий в тех областях, которым в современной ему педагогической литературе уделялось мало внимания. Его «Элементарный учебник фортепианной метрики» (изданный в 1887, 1897 и 1928 годах) излагал методику развития метро-ритмических представлений ученика при помощи специальных упражнений, исполнявшихся в ансамбле с педагогом и расположенных в порядке возрастающей трудности. И если материал упражнений можно критиковать с музыкальной точки зрения, то сама методика сохранила свою ценность и по сию пору. Другое пособие затрагивало не менее животрепещущую (и сегодня!) проблему развития навыка чтения нот с листа («Пособие для приобретения первоначального навыка в чтении нот в фортепианных ключах». - Москва, 1897).

Большую известность получило «Руководство к употреблению фортепианной педали с примерами, взятыми из исторических концертов А Г. Рубинштейна» (под редакцией С И. Танеева. Москва, 1886; второе издание - 1904), которое также было опубликовано и в Лейпциге на немецком языке. Это пособие значительно расшиния. Одно из ранних его методических сочинений - "Фортепианная школа" (1879). Понимая  крайнее несовершенство фортепианной педагогии с методологической точки зрения», когда  разнообразные “приемы" и “особенности" фортепианного исполнения нигде не только не приведены в систему, но даже и не сформулированы, он занялся обеспечением учебного процесса необходимой методической документацией, учебно-справочной литературой. Он публикует несколько работ, в том числе «Настольную справочную книжку для преподавателей и всех занимающихся фортепианною игрою» - прообраз современных учебных программ (она была издана Юргенсоном в 1882. 1890, 1899 и 1908 годах и долго пользовалась огромной популярностью 8 педагогической среде), а также «План и подробную программу обучения в приготовительном музыкальном классе» (Изд-во Гутхейль, в 2-х изданиях).

Не менее, чем вопросы фортепианного обучения и воспитания учащихся, волновала Буховцева проблема подготовки фортепианных учителей. Развитие музыкального образования в стране обусловило появление новых требований к учителю музыки. В различных учебных заведениях шли поиски путей обучения педагогических кадров. Так, в Московской консерватории еще в конце 60-х годов XIX века делались отдельные попытки ввести педагогическую практику, позже было учреждено педагогическое отделение, где все студенты обязаны были показывать свою педагогическую работу, в некоторых случаях предлагалось выполнить педагогический разбор произведения. Но теоретический курс, по всей видимости, впервые разработал и ввел в учебный процесс именно А. Н. Буховцев, основав в Николаевском институте «класс фортепианной педагогии» и составив для него специальные учебные пособия. Так появились «Записки по элементарной фортепианной педагогии. Руководство для молодых преподавателей» (Москва. Изд-во Гутхейль, 1883 и 1890), а также «Курс методики элементарного обучения игре на фортепиано. В вопросах и ответах» (Москва. Изд-во Гутхейль, 1888).

Горячо отстаивая свое начинание, Буховцев писал в предисловии к «Запискам...»: «Если для успешного и легкого обучения отечественной грамоте считается далеко не достаточным быть хорошим чтецом и даже знатоком отечественной литературы, а необходимо быть знакомым с рациональной системой обучения грамоте - с «методикой начального обучения чтению и письму», то недостаточность одних виртуозных способностей у фортепианного преподавателя для успешного преподавания становится еще очевиднее, так как обучение фортепианной игре (хотя бы и «начальной») несравненно сложнее обучения грамоте». Красной нитью через методические учебники проходит забота автора о воспитании самостоятельности ученика, о планировании учебного процесса, причем - гибком, зависящем от многих причин, о разностороннем развитии учащихся. Буховцев ратует за то, чтобы занятия велись «многогранно», видя в «многогранности» один из принципов дидактики. Конечно, не все требования и установки пособий решались с передовых позиций, по некоторым вопросам педагог разделял общепризнанные взгляды. Тем не менее его работы, как и сам факт создания курса методики, явились новым словом в истории отечественной педагогики.

Буховцев-переводчик. Прекрасно владея французским и немецким языками, он сделал достоянием читающих педагогов ряд лучших по тем временам зарубежных трудов. При этом он не просто переводил, но сопровождал текст критическими комментариями, полемизируя с авторами, отстаивая достижения русской исполнительской и педагогической школ. По этим комментариям можно судить как о методических убеждениях самого переводчика, так и о прогрессивных стремлениях отечественной школы в целом.

Еще одна сфера интересов Буховцева связана с искусством А.Г. и Н. Г. Рубинштейнов. В 1886 году, в период расцвета пианистической деятельности старшего из братьев. Буховцев опубликовал статью «А. Г. Рубинштейн, как пианист», в которой впервые анализировалось своеобразие игры Антона Рубинштейна и которая позже была напечатана отдельной брошюрой под названием «Чем пленяет нас А. Г. Рубинштейн» (Москва, 1889). Осознавая необходимость зафиксировать для потомков особенности исполнения обоих братьев. Буховцев изобрел специальные знаки и проставлял их в нотах во время концертов и на уроках своего учителя. За многие годы набралось несколько сот произведений с более или менее подробными разметками. Обнародовать же Александр Никитич успел лишь девять из них, дополнив нотный материал «Объяснительным текстом к Собранию фортепианных пьес в интерпретации братьев А.Г. и Н. Г. Рубинштейнов и характеристикой особенностей игры преимущественно Н. Г. Рубинштейна» (Москва, 1896). Но и эта малая толика - кладезь для всех, кто захочет прикоснуться к искусству великих пианистов.

Для пропаганды передовых методов преподавания А. Н. Буховцев использовал все возможные пути и средства. Известно, что он сотрудничал в периодических изданиях обеих столиц (журналы «Баян», «Семья»; «Русская музыкальная газета», «Русские ведомости» и др.). Более того, выяснилось, что он добился разрешения открыть у себя на квартире «Музыкально-педагогическое бюро» - тоже с целью распространения методических изданий. Как и многие деятели русской музыкальной культуры конца XIX века, он был музыкантом-просветителем, чье служение избранному делу поднималось до уровня выполнения общественного, гражданского долга.

Влияние А.Н. Буховцева на развитие в стране фортепианного обучения (особенно начального), без сомнения, велико. Он способствовал внедрению в сознание массы фортепианных учителей прогрессивных педагогических идей. Объем сделанного им на методическом поприще не имел в те годы прецедента. Он создал работы, отдельные положения и факты которых сохранили ценность и сто лет спустя. Александр Никитич Буховцев сполна заслужил благодарную память о себе как о первом отечественном фортепианном методисте.

Он автор работ: «Курс методики элементарного обучения игры на фортепи­ано», «Настольная справочная книжка для фортепианных преподавателей», «Пособие для приобретения первоначального навы­ка в чтении нот» и многие другие.
По коли­честву составленных им оригинальных посо­бий, а также их достоинству Александр Буховцев зани­мает выдающееся место среди наших музы­кальных педагогов.

Перевёл на русский язык книги "Как должно играть на фортепиано" Г. Гермера (М., 1889), "Катехизис фортепианной игры" X. Римана (М., 1892), "Лекции Ганса Бюлова" Т. Пфейфера (М., 1895). Сотрудничал также в периодич. изданиях "Баян", "Русские ведомости", "Семья" и др. Сочинения: Настольная справочная книжка для преподавателей и всех занимающихся фортепианной игрой, М., 1882; Уроки элементарной теории музыки. В вопросах и ответах, устных и письменных задачах, М., 1883; Руководство к употреблению фортепианной педали, с примерами, взятыми из исторических концертов А. Г. Рубинштейна, под ред. С. И. Танеева, М., 1886; Элементарный учебник фортепианной метрики, М., 1887, 1897; Курс методики элементарного обучения игре на фортепиано. В вопросах и ответах, М., 1888; Чем пленяет нас А. Г. Рубинштейн, М., 1889; Записки по элементарной фортепианной педагогике, М., 1890; Указатель фортепианных пьес, распределенных по степеням трудности, М., 1890; Объяснительный текст к исполнению фортепианных пьес в интерпретации братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов и характеристика особенностей игры преимущественно Н. Г. Рубинштейна, М., 1896; Пособия для приобретения первоначального навыка в чтении нот в фортепианных ключах, М., (1897). Литература: А. Н. Буховцев. (Некролог), "РМГ", 1897, No 7-8, с. 1093-96.


Буховцев А.Н. (Некролог) // РМГ. - 1897.- №7-8.-С. 1093 - 1096

Произведения автора

Элементарный учебник фортепьянной метрики / сост. штат. преп. фортепьян. игры в Моск. Николаев. жен. уч-ще А. Буховцев ; практ. отд. учеб. сост. с участием Н. К.....го. – М. : тип. Э. Лисснер и Ю. Роман, 1878 – 57 с. : нот.
Настольная справочная книжка для фортепианных преподавателей и всех, занимающихся фортепианною игрою / сост. А. Буховцев, преп. музыки в Моск. Николаев. ин-те. – М. : П. Юргенсон, 1882. – 108 с.
Записки по элементарной фортепианной педагогии : руководство для молодых преподавателей / сост. А. Буховцев, преп. фп. игры и муз. педагогии в Моск. Николаев. ин-те. – М. : Унив. тип. (Катков и К°), 1883. – 38 с.
Уроки элементарной теории музыки : В вопросах и ответах, умств. и письм. задачах : мл. возраст / сост. А. Буховцев, преп. элем. теории, фп. игры и муз. педагогии в Моск. Николаев. ин-те. – М. : тип. М.Н. Лаврова и К°, 1883. – 36 с.
Руководство к употреблению фортепианной педали с примерами, взятыми из исторических концертов А. Г. Рубинштейна / сост. А. Буховцев ; под ред. С. И. Танеева. – М. : Унив. тип. (М. Катков), 1886. – 32 с.
Уроки элементарной теории музыки : ст. возраст : в вопросах и ответах, умств. и письм. задачах / сост. А. Буховцев, преп. элем. теории, фп. игры и муз. педагогии в Моск. Николаев. ин-те. – М. : Унив. тип. (М. Катков), ценз. 1886. – 47 с.
Указатель (с обозначением краткой характеристики и степени трудности) инструктивных изданий и педагогических пособий, составленных и обработанных А. Буховцевым, преподавателем элементарной теории и музык. педагогии в Московском Николаевском женском институте. – М. : Унив. тип., 1887. – 24 с.
Элементарный учебник фортепианной метрики / сост. А. Буховцев. – М. : Юргенсон, ценз. 1887. – 75 с.
Курс методики элементарного обучения игре на фортепиано : в вопросах и ответах / сост. А. Буховцев. – М. : Унив. тип., ценз. 1888. – 39 с.
Уроки элементарной теории музыки : в вопросах и ответах, умств. и письм. задачах : мл. возраст / сост. А. Буховцев, преп. элем. теории, фп. игры и муз. педагогии в Моск. Николаев. ин-те. – 2-е изд., испр. – М. : Унив. тип., ценз. 1888. – 36 с.
Чем пленяет нас А. Г. Рубинштейн / А. Н. Буховцев. – М. : Унив. тип., 1889. – 11 с.
Записки по элементарной фортепианной педагогии : руководство для молодых преп. / сост. А. Буховцев, преп. фп. игры и муз. педагогии в Моск. Николаев. ин-те. – 2-е изд., испр. – М. : Унив. тип., ценз. 1890. – 57 с.
Указатель фортепианных пиес, распределенных по степеням трудности : с прил. подроб. прогр. первых пяти степ. для ф.-п. преп. и всех, занимающихся фортепиан. игрою / сост. А. Буховцев. – М. : Унив. тип., ценз. 1890. – 92 с.
Настольная справочная книжка для преподавателей и всех, занимающихся фортепианною игрою : указ. фортепиан. пьес, распредел. по степ. трудности / сост. А. Буховцев. – 2-е изд., умнож. – М. : Муз. торговля П. Юргенсон, 1890. – 126 с.
Дополнение к «Ежедневным техническим упражнениям с применением ритмов и систем Таузига, Мертке и Римана», к «Гаммам и арпеджиям» А. Буховцева / сост. А. Буховцев. – М. : Лит. Гроссе, ценз. 1894. – 21 с.
Объяснительный текст к исполнению братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов и характеристика особенностей игры, преимущественно, Н. Г. Рубинштейна / сост. А. Буховцев. – М. : Унив. тип., 1896. – 17 с.
Пособие для приобретения первоначального навыка в чтении нот в фортепианных ключах / сост. А. Буховцев. – М. : П. Юргенсон, ценз. 1897. – 20 с.
Элементарный учебник фортепианной метрики / А. Н. Буховцев. – М. : Гос. изд-во. Музык. сектор, 1928. – 75 с.

Литература о жизни и творчестве

Макуренкова Е. П. А. Н. Буховцев и его методические работы (из прошлого русской фортепианной педагогики) / Е. П. Макуренкова // Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – М., 1961. – С. 149-178. – (Труды ГМПИ им. Гнесиных ; вып. 2.).
Юрова Т. В. Первый русский методист // Фортепиано. – 2000. – № 4. – С. 18-20.
Малинковская А. В. Русская методика-теоретическая мысль о вопросах фортепианно-исполнительской выразительности // Фортепианно-исполнительское интонирование : проблемы художественного интонирования на фортепиано и анализ их разработки в методико-теоретической литературе XVI-XX вв. : очерки / А. В. Малинковская. – М. : Музыка, 1990. – С. 97-112.
Адищев В. И. Музыка в женских институтах России конца XIX - начала XX века : (теория и практика образования) / В. И. Адищев. – Пермь : ПГПУ, 2001. – 116 с.
Казьмина Е. О. Музыкальная культура Тамбовского края : моногр. / Е. О. Казьмина ; науч. ред. Е. Е. Дурандина. – Тамбов, 2009. – Ч. 1 : 1786-1917. – С. 361.
Передерий О. И. Развитие отечественной педагогики музыкального образования в XIX-XX веках : дис. д-ра пед. наук / О. И. Передерий. – СПб., 2010. – 597 с.

Справочные материалы

Русский биографический словарь. – М., 1998. – Т. 3. – С. 408-409.
Энциклопедический музыкальный словарь. – М., 1966. – С. 70.
Воронежская историко-культурная энциклопедия. – 2-е изд., доп. и испр. – Воронеж, 2009. – С. 79.
Липецкая энциклопедия. – Липецк, 1999. – Т. 1. – С. 167.
Тамбовская энциклопедия. – Тамбов, 2004. – С. 80.
Гордость земли Усманской : крат. справ. биогр. знат. людей, прославивш. отчий край. – Усмань, 2005. – Кн. 2. – С. 48.

Интернет-ресурсы

Назарова Е.О. Особенности научно-методического обеспечения общего и профессионального музыкального образования России конца XIX – начала XX вв. / Е. О. Назарова, Е. В. Гребенюк [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования : электронный научный журнал– 2016. – № 5. – Режим доступа : https://science-education.ru/ru/article/view?id=25329. – 20.11.2018.

А. Н. Буховцев. (Некролог), "РМГ", 1897, No 7-8, с. 1093-96.