Усманский

краеведческий портал

Комяков Дмитрий Васильевич

Заранее договорившись о встрече, я неспеша вышагивал по утопающей в зелени улице имени Энгельса, с любопытством рассматривая старомодные дома с резными карнизами. В низине, у самого Денищева лога, приютился в саду красивый двухэтажный особнячок, аккуратно выложенный из красного кирпича. Дом № 56, конец пути. Рядом с калиткой табличка: "Здесь живет ветеран Великой Отечественной войны". Стучусь в дверь. Со двора раздается звонкий собачий лай.
- Иду, иду, - послышался знакомый басовитый голос самого хозяина Дмитрия Васильевича Комякова. Открыл калитку и пригласил в дом.Дружелюбно поздоровавшись, я перво-наперво от души поздравил его с присвоением звания "Почетный гражданин города Усмани".

- Уж и сам не знаю кого благодарить за оказание мне такой высокой чести, - взволнованно произнес Дмитрий Васильевич, по привычке теребя своей израненной рукой седую шевелюру.  Все это свершилось так неожиданно. Видимо, оценили мой 45-летний педагогический стаж, активное участие в печати, большую краеведческую и общественную работу. Коль так, за все спасибо местной власти.

Уютно расположившись в небольшой комнате, можно сказать, рабочем кабинете Дмитрия Васильевича, мы повели задушевный разговор о его житье-бытье. А оно не из легких. На попечении матери Александры Николаевны и отца Василия Ивановича было восемь детей - пять сыновей и три дочери.
Когда началась Великая Отечественная война, на фронт ушли два брата - Николай и Дмитрий.
Старший Николай был четырежды ранен, а потом погиб. Инвалидом второй группы вернулся с фронта и Дмитрий. Как говорится, понюхали пороху и младшие братья - Валентин и Володя, ушедшие на фронт в 1944 году. С родными оставались сын Сережа и дочки Люба, Лена и Оля. Ныне, кроме Валентина и самих родителей, все Комяковы живы, о каждом из них можно повести писать.

Обо всем этом мне рассказал Дмитрий Васильевич при нашей встрече. А о себе говорил коротко, штрихами подчеркивая наиболее весомые этапы своей жизни.
Уже после возвращения с фронта он окончил институт, стал историком. Общий педагогический стаж - 45 лет, из которых 27 прошли в стенах родной средней школы № 2, где он был бессменным завучем. А как работал! Не зря же его грудь украшают знаки "Отличник народного просвещения" РСФСР и СССР.
Это, пожалуй, лучшая оценка труда педагога.

А когда повели разговор на чисто журналистские темы, о краеведческой работе, Дмитрий Васильевич буквально преобразился. По каждому произнесенному им слову, приведенному факту чувствовалась глубина познаний того или иного жизненного события и многих человеческих судеб. С его слов им написано в районную и другие газеты и журналы более тысячи статей в каждой из которых речь идет о близком и дорогом ему человеке. Если все это собрать воедино, получилась бы хорошая книга.

Кстати, о книгах. Рабочая комната-кабинет Дмитрия Васильевича скорее напоминает собой богатое по своей уникальности книгохранилище. В нем тысячи томов. И только, пожалуй, сам хозяин хорошо ориентируется в этом неиссякаемом и бушующем потоке человеческого разума и мудрых мыслей.

Не могу умолчать еще об одной очень важной черте волевого и дружелюбного характера Дмитрия Васильевича. Он вел и продолжает вести регулярную переписку с многими своими земляками, ставшими знаменитыми людьми. Все эти письма, открытки, фотокарточки, книги бережно хранятся в его домашнем архиве. Стоило затронуть в беседе эту тему, как словно из рога изобилия посыпались воспоминания фамилий, имен, титулов...

В дружеской беседе быстро бежит время. Уже вечерело, когда я распрощался с Дмитрием Васильевичем. В его саду без умолку раздавались соловьиные трели, веселя душу доброго хозяина.

В.ЗАКУРДАЕВ, корр. "Новой жизни". 

Во имя Жизни

Просторный, красочно оформленный школьный коридор. На  одной из дверей табличка «Завуч». В кабинете, уютно обставленном, над столом склонился худощавый мужчина средних лет. Он внимательно просматривает ученические тетради, изредка делает пометки на полях. В кабинет то и дело заходят учителя, родители, ученики. Что-то спрашивают, советуются...

Рабочий день завуча Усманской средней школы № 2 Дмитрия Васильевича Комякова заполнен до предела: занятия по истории и географии в классах, подготовка к урокам, изучение методической литературы, общественная работа.
В эти дни в школе проходят встречи учащихся с участниками Великой Отечественной войны. Сегодня ребята узнали о боевом прошлом своего учителя.

Первое боевое крещение выпускник Орловского бронетанкового училища девятнадцатилетний комсомолец Дмитрий Комяков получил под Майкопом. Потом он был направлен в 154-ю танковую бригаду.
Стоял декабрь. Танковая бригада, в которой служил лейтенант  с боями продвигаясь на запад  заняла исходные позиции на границе Калининской и Смоленской областей. Командование поставило задачу: совместно с другими частями фронта сломить сопротивление противника и овладеть рубежом в районе города Белый. 
Короткая подготовка. А затем знакомая команда: «По ма-ши-нам!». Сердито заурчали моторы, со скрежетом лязгнули гусеницы. Взметая клубы снежной пыли, танки с десантниками на броне, стремительно ринулись к оборонительному рубежу неприятеля, ведя огонь с ходу.
Фашисты яростно сопротивлялись, стремясь любой ценой удержать оборонительный рубеж. Завязался ожесточенный кровопролитный бой. Машина Комякова вырывается вперед. Вот она уже утюжит немецкие окопы. В это время вражеский снаряд ударил в моторную часть. Танк загорелся.
— Ликвидировать пожар!— раздалась команда командира.

Когда экипаж машины пытался сбить с трансмиссий языки пламени,
второй снаряд пробил броню башни.
— Всем покинуть машину!—отдал приказ тяжело раненный командир и потерял сознание.
Очнувшись, Дмитрий с трудом открыл ставший неподатливым люк, превозмогая боль, выбрался из танка и упал на шершавый снег.
Рев моторов, залпы артиллерийских орудий, пулеметная трескотня, глухие разрывы мин — все это сливалось в единый протяжный гул, сотрясавший землю.
Перед вечером санитары подобрали Комякова и доставили в медсанбат.
За мужество, проявленное в бою под городом Белым, командование наградило лейтенанта Комякова орденом Красной Звезды.
Из госпиталя Комяков вышел без правой ноги. Его мучила мысль, что теперь не может вернуться на фронт.

Затаив дыхание, шестиклассники внимательно слушают рассказ учителя. Урок подходит к концу.; Сегодня его ученики узнали многое. О мужестве и отваге. О том, как нужно любить и защищать Родину,

В. НИКОЛОВ.