Усманский

краеведческий портал

Волкова Ксения Абрамовна
Волкова Ксения Абрамовна

Кавалер ордена Ленина
Заслуженный учитель школы РФ

Родилась в 1913 году.
Работала завучем и учителем русского языка и литературы средней школы № 1 города Усмани. Постоянно делилась опытом с педагогами области и других регионов и республик Советского Союза, гостями из дальнего зарубежья. Под ее руководством коллектив школы успешно решал проблему улучшения учебного процесса, повышения эффективности урока.
Кавалер ордена Ленина.

1 декабря 1960 года Липецкое радио передало Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о присвоении почетного звания «Заслуженный учитель школы РСФСР» заведующей учебной частью средней школы № 1 Ксении Абрамовне Волковой.
В тот же день от десятиклассников этой шкоды в редакцию поступило письмо. В нем они пишут: «Дорогая Ксения Абрамовна! Поздравляем Вас с почетной и заслуженной наградой. Сколько людей сейчас вспоминают Вас с любовью и благодарностью за полученные знания! Скоро мы, десятиклассники, также уйдем из школы, но на всю жизнь сохраним память о светлых школьных днях и, конечно же, о Вас.
Долгих лет Вам жизни и еще больших успехов в почетной, и благородной работе, дорогая Кбения Абрамовна! По поручению десятиклассников Л. Мозжерина".
// Новая жизнь. - 5 декабря 1960 года

Мы застали невысокую, с большими выразительными глаза­ми женщину сидящей за письмен­ным столом. Она просматривала тетради. Возле нее — раскрытые учебники, толстый, в коричневом коленкоровом переплете орфо­графический словарь и еще какие-то новые томики.
Поздоровались. Женщина, как бы читая наши мысли, поднялась со стула и сказала, указывая на тетради и книги: — Без них я не представляю себе жизни. — И после небольшой паузы, улыбаясь, добавила: — разумеется, и без учащихся.
Педагогическая деятельность заслуженного учителя школы РСФСР Ксении Абрамовны Вол­ковой началась около 30 лет то­му назад, когда она, окончив Острогожский педагогический техникум, 17-летней девушкой впервые переступила в Алексеевке порог Готовской средней шко­ты крестьянской молодежи, что­бы отдать все свои способности, весь жар своего сердца делу обучения и воспитания детей.
На всю жизнь запомнился пер­вый самостоятельный урок. В седьмом классе, где многие бы­ли переростками, и где ей пред­стояло вести русский язык и литературу, началось то своеоб­разное испытание, которое обыч­но устраивают учащиеся всем учителям, особенно молодым. Выдержать с честью такое испы­тание — значило сразу же завое­вать авторитет, уважение и лю­бовь класса, а это в педагогиче­ском деле — решающее условие успешной работы.
Вопросы сыпались градом... А когда семиклассники коснулись творчества горячо любимого учи­тельницей поэта Маяковского, то услышали прочитанное ею с большим чувством и выразитель­ностью его стихотворение, закан­чивающееся словами:
Светить всегда.
Светить везде,
До дней последних донца.
Светить —
И никаких гвоздей!
Вот лозунг мой — И солнца!

Класс безмолствовал. Больше вопросов не последовало.
Родители и учащиеся горячо любили молодую учительницу за чуткость, за умелое преподавание, за проникновенную игру на сельской сцене.       

В годы Великой Отечественной х войны Ксения Абрамовна работала в Павлодарской области Казахской ССР. Многим казахам трудно давался русский язык, их мучил акцент. Но, вы посмотрели бы - какие казахские дети старательные, любознательные, трудолюбивые. Отвечает порой паренек, смотришь - на лбу выступают капельки пота...
Возвратившись в родную Алексеевку, Ксения Александровна и там продолжила напряженную и кропотливую работу, такую характерную для народного учителя.
Возросшее педагогическое ма­стерство Ксении Абрамовны не осталось незамеченным. Ей пору­чили руководить методической комиссией, обучать молодых пе­дагогов искусству преподавания и воспитания. За хорошо постав­ленную учебно-воспитательную работу ее награждают значком «Отличник народного просвеще­ния», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «За трудовую доблесть».
Последние 8 лет она работала в Усманской средней школе № 1 завучем.

По причине частой сменяемости директоров и некоторым другим в школе была запущена дисцип­лина учащихся, желала лучшего и успеваемость.
Организаторский талант и опыт помогли т. Вол­ковой вывести школу в число передовых в области. На вопросы о том, как удалось сколотить дружный, работоспособный кол­лектив и добиться хорошей дис­циплины и успеваемости учащих­ся, Ксения Абрамовна отвечает медленно, стараясь сказать глав­ное:
—Мы начали с создания ак­тива и организованного обще­ственного мнения учащихся... с укрепления комсомольской и пио­нерской организации, учениче­ского комитета. Усилили связь с родителями.
Она умолкает, потом добав­ляет:
— В работе с детьми стараем­ся дойти до сердца каждого ученика.

Затем обстоятельно рассказы­вает о работе, по перестройке преподавания, по укреплению свя­зи школы с жизнью.
...Русский язык — уязвимое место многих школ. Не секрет, что добрая половина второгодни­ков — неуспевающие по русско­му языку.
Завуч школы совместно с учи­телями русского языка настойчиво ищет новые пути в препода­вании, в повышении эффективно­сти уроков. И находит их.

Новаторская, полная свежих веяний статья старшего препода­вателя Липецкого педагогического института К. Москаленко «Как должен строиться урок?», опуб­ликованная в журнале «Народное образование», написана на основе обобщения передового опыта К. А. Волковой, А. М. Глотовой, В. А. Сацердотовой и других лучших учителей области. Статья посвя­щена новому опыту, новым ме­тодам и приемам активизации мыслительной деятельности уча­щихся по русскому языку.

В результате работы по-новому успеваемость в средней школе № 1 по русскому языку резко повысилась, меньше стало второ­годников. Сейчас туда за опытом часто приезжают гости — педа­гоги из Ленинграда и Украины,из районов Липецкой области. Заслуженный учитель проводит с прибывающими семинары, кон­сультации, дает показательные уроки. На протяжении последних пяти лет школа имеет успевае­мость свыше 96 процентов.

— Мы не успокаиваемся на достигнутом. Мы помним, что за четырьмя процентами неуспевае­мости — целый класс учеников — заявляет она.

Часто в адрес заслуженного учителя приходят теплые письма. Вот и сейчас почтальон принес письма от бывших воспитанников: Юрия Степанищева, воина Со­ветской Армии, и Клавы Тарлыковой, научного сотрудника Си­бирского отделения Академии наук.

В письме Клавы есть задушев­ные слова: «...и мне еще раз хо­чется сказать Вам простое рус­ское «спасибо» за всё хорошее и доброе, что Вы сделали для ме­ня!». Читает письма учительница — светлее и задушевнее стано­вится ее взгляд, нежнее улыбка...

Заканчивая беседу, взволно­ванная Ксения Абрамовна гово­рит:

— Насколько у меня хватит сил и энергии, буду отдавать все детям — строителям коммунисти­ческого завтра.

Д. КОМЯКОВ, В. НИКОЛОВ.
1961 год. Заслуженная учительница РСФСР Волкова К. А. на уроке русского языка в 5-ом классе Усманской средней школы № 1 /https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=13756633

Умерла Ксения Абрамовна в 1996 году.