Усманский

краеведческий портал

Вторая воздушная Армия на Усманской земле

"Нам не забыть пылающего мая,
Нам не забыть тот год сорок второй,
Как родилась Воздушная вторая
И с первых дней вступала в жаркий бой…
Чтоб не прошли к Воронежу фашисты,
Им был заслон поставлен огневой »
(из песни)

В годы Великой Отечественной войны значительный вклад в достижение победы внесла 2-я Воздушная Армия (2ВА). Она была сформирована в городе Ельце и вступила в бой на воронежской земле.

Ветераны 2 Воздушной Армии в с. Завальное, фото 70-х годов ХХ века
В разные периоды войны она действовала в составе Брянского, Воронежского, Юго-Западного и 1-го Украинского фронтов, участвовала в крупнейших операциях и битвах, прошла боевой путь от Воронежа до Берлина и Праги.

Летчики 2-й Воздушной Армии совершили 336 тысяч боевых вылетов, провели 6 тысяч воздушных боев, уничтожили в воздухе и на земле большое количество живой силы и техники противника. Верховный главнокомандующий 51 раз объявлял благодарность летному составу армии за успешные боевые действия, 65 ее частей и соединений стали называться гвардейскими, 125 – получили почетные наименования, а 227 – награждены орденами СССР.

Тысячи солдат и офицеров отмечены высокими наградами, 228 воздушных бойцов стали Героями Советского Союза, 17 лучших асов удостоены этого воинского звания дважды, а А.И.Покрышкин – трижды. В составе армии начал свой боевой путь и И.Н.Кожедуб, ставший впоследствии также трижды Героем Советского Союза.

Во 2ВА служил Александр Константинович Горовец. Это единственный в мире летчик, сбивший только в одном бою девять вражеских самолетов. Бессмертный подвиг А. К. Горовца, вступившего в неравный бой с 20-ю вражескими самолетами, вошел в историю Великой Отечественной войны, как одна из наиболее ярких страниц. Мужественный летчик ценой своей жизни сорвал замысел противника, не дал фашистским пиратам сбросить смертоносный груз на советские войска.

Семь воспитанников армии стали маршалами авиации: С.А.Красовский, А.И.Покрышкин, И.Н.Кожедуб, Е.Я.Савицкий, И.И. Пстыго, Г.П. Скориков, П.С. Кирсанов.

Формировал армию и командовал ею (за исключением периода с 4 июля 1942 г. по 26 марта 1943 г.) прославленный военачальник Степан Акимович Красовский Военным комиссаром стал С.Н. Ромазанов, начальником штаба - К.И. Тельнов. Достойными соответствующих назначений считал он генерала А.В.Винокурова, возглавившего инженерно-авиационную службу, генерала В.И.Рябцева, ставшего руководителем службы тыла, бригадного комиссара А.И.Асауленко – начальника политотдела и полковника В.А.Лепковича – флагманского штурмана армии.

В начале июля 1942 года С. А. Красовскому Ставка поручила формирование новой 17 воздушной армии на Сталинградском направлении, а в командование 2ВА вступил генерал майор К. А. Смирнов.[1]

«Наш командарм», «неугомонный человек», «генерал - труженик», «отец авиаторов», «наш батя» - такими тёплыми словами называли командующего армией С.А.Красовского все, кто воевал под его началом.

Степан Акимович Красовский более 60 лет отдал служению Родине, он Герой Советского Союза, удостоен воинского звания маршала авиации, награждён многими наградами страны и иностранных государств.

Родился С. А. Красовский в белорусском селе Глухи, расположенного на Могилевщине. Солдатскую закалку прошел в царской армии, где служил в 25-м авиаотряде. За сочувствие большевикам при Временном Правительстве был арестован, но совершил побег, пробрался в Петроград и вернулся в свой авиаотряд. В 1918 году стал коммунистом. В должности комиссара 33-го авиаотряда воевал против белоказаков на Урале, против дашнаков, мусаватистов и английских интервентов под Астраханью, на Северном Кавказе и Закавказье.

После гражданской войны был назначен комиссаром сводного авиаотряда Закавказья. В 30 годы - военком авиационной эскадрильи, а затем комиссар отдельного авиаотряда. В сентябре 1932 года он впервые награждён орденом Красной Звезды за высокие показатели в учебно-боевой подготовке и безаварийную летную работу.

Позже выполнял обязанности командира авиабригады и других соединений.

2ВА сформирована 5 мая 1942 года в старинном русском городе Ельце. Её основу составили тогда соединения и части ВВС Брянского фронта, накопившие к тому времени значительный боевой опыт. Во 2ВА вошли две истребительные, две штурмовые, одна бомбардировочная и одна ночная бомбардировочная дивизии (в т.ч. 207 –я истребительная дивизия, комдив полковник М.Г. Мачин).

Истребительные полки имели вооружённые самолёты ЛАГГ-3, Ла-5, ЯК-1, полки штурмовиков были оснащены ИЛ-2, а бомбардировщиков ПЕ-2. Летчики полков ночных бомбардировщиков воевали на По-2, Р-5, Сб, Су-2, однако, численность их первоначально была не велика.

Летом 1942 года обстановка под Воронежем сложилась тяжелая. На стыке Брянского и Юго-Западного фронтов противник прорвал нашу оборону на глубину до 80 километров, его ударные группировки грозили пробиться к Дону и захватить Воронеж. В сражение были втянуты фронтовые резервы, по правобережью Дона развернулись две общевойсковые армии из резерва Ставки. Для нанесения вместе с танковыми соединениями фронта контрудара по фронту и тылу наступавшей фашистской группировки Брянскому фронту была передана пятая танковая армия, а сформированная в мае 2ВА генерал-майора Степана Акимовича Красовского предназначалась для поддержки танкистов.

В связи со сложившейся под Воронежем обстановкой, Ставка Верховного Главнокомандования разделила Брянский фронт на два — Воронежский - под командованием Н.Ф.Ватутина и Брянский — под командованием К. К. Рокоссовского, 2ВА С. А. Красовского вошла в состав Воронежского фронта.

В музее ВВС хранится донесение политотдела 2ВА, в котором говорилось: «14 июля 1942 года части 2ВА вели активную боевую работу, содействующую войскам Воронежского фронта в уничтожении группировки противника на восточном берегу реки Дон.

Наша авиация уничтожала самолеты противника на аэродроме Землянск и бомбардировала мотомехчасти гитлеровцев в районах Подгорное, Семилуки, Подклетное, Русская Гвоздевка. западная окраина Воронежа. Боевыми действиями уничтожено и выведено из строя: танков — 44. автомашин с войсками и грузами — 74, груженых подвод — 35, складов ГСМ — 4, складов боеприпасов — 3, разрушена переправа в районе Семилуки, рассеяно и частично истреблено до 2 рот пехоты противника. На аэродроме Землянск сожжено 12 вражеских самолетов»[2].

...28 июня 1942 года началось немецкое наступление на Воронеж. Некоторые авиационные части перебазировались в восточные районы Воронежской области. Командование 2ВА во главе с генералом С. А. Красовским вынуждено было расположить дивизии на аэродромах Усмани и Инжавино. Две дивизии базировались у деревни Шаршки. Здесь был хорошо подготовленный аэродром, а штаб армии разместился в селе Завальное Усманского района, где пробыл до ноября 1942 года.[3]

«Когда наши самолеты вылетали на боевое задание, они всегда делали прощальный круг над штабом, — вспоминает Григорий Васильевич Жуликов, вернувшийся в Завальное с войны в мае сорок второго после тяжелого ранения. - Из штаба провожать штурмовиков всегда выходил командующий армией Степан Акимович Красовский. Самолеты давно улетали, я он все еще ходил и ходил вокруг штаба. Однажды из девяти улетевших самолетов вернулось только четыре...»

В центре города Усмани, на площади В. И. Ленина высится обелиск воинам - авиаторам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Проходят люди и останавливаются в молчании, отдавая почесть героям, которые покоятся здесь в братской могиле, а погибли на территории Усманского района в то время, когда район был прифронтовым.

Один из них летчик-истребитель лейтенант Еремин Александр Дмитриевич, прах которого покоится в этой могиле. Сохранился рассказ очевидца А.Ракитина о его последнем бое:

...Лето 1942 года. За лесом, в стороне Воронежа, слышна артиллерийская канонада. Там шли жестокие бои. Сельские мальчишки лежали на берегу реки Излегощи, что течет через село Поддубровку. Они тревожно вслушивались в гул, идущий из-за леса.

Внезапно где-то в воздухе послышались очереди пулеметов. А в промежутке между ними гулко раздавались звуки тупых ударов малокалиберных пушек. Вскочив, мальчишки увидели над селом Демшино тройку немецких самолетов. А среди них — красно-звездный ястребок. Летчик старался «стряхнуть» с себя, уйти от преследования наседавших врагов. Он то взвивался вверх, то бросался вниз, изредка отстреливаясь. Видимо, боеприпасы были на исходе. А немцы все наседали, поливая самолет огнем пулеметов и пушек.

Ребята, оцепенев, смотрели на эту воздушную схватку и понимали, как трудно нашему летчику: боеприпасов нет и посадку сделать невозможно, так как весь этот короткий бой происходил над верхушками Липега. Так местные жители называли рощу из лип между Демшином и Арзыбовкой.

Что-то, крича друг другу, размахивая руками, мальчишки бежали к месту боя. В это время ястребок свечой взмыл вверх и, резко перевалившись, стал стремительно падать за лес. Послышались очереди пулеметов: немецкие самолеты, взмыв над местом падения, стали удаляться на запад.

Прибежав к месту, ребята увидели горящий самолет в одной из лощин арзыбовского колхоза. Место было оцеплено бойцами ВНОС и близко туда никого не пускали.

Когда в последний путь лейтенанта Еремина Александра Дмитриевича провожали жители окрестных сел, в небе происходила новая схватка наших самолетов с противником, рвущимся на Грязи и далее на Москву. А нам казалось, что это друзья погибшего героя мстят за смерть своего друга. Впрочем, может, так и было. Вполне может быть! Командир подразделения, расквартированного в Поддубровке, на кладбище говорил о боевом пути летчика, его храбрости, которая отмечена в найденном летном журнале. Кстати, и о последнем бое над селом: он шел тогда на аэродром пополнить боезапас...

Прогремели прощальные залпы салюта, и земля поддубровская приняла тело бесстрашного героя, родом из Курской области. В 1948 году прах летчика-истребителя был перевезен и захоронен в братской могиле г. Усмани.[4]

В мае 1942 года совершил свой подвиг под Ельцом двадцатилетний летчик комсомолец Виктор Барковский, протаранивший своей «Чайкой» вражеского разведчика. Эта победа стоила летчику жизни, но ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

В трудных и упорных боях с фашистскими захватчиками летчики-истребители под командованием своего любимого командира совершали по 5—6 боевых вылетов в день. Их маршруты были разными по характеру задания. Они сопровождали бомбардировщиков, штурмовиков, вели воздушные бои с истребителями противника, случалось даже бомбили укрепления врага. Вот один только эпизод.

На окраине Воронежа, на Чижовке, в здании школы у немцев был «НП». Отсюда противник наблюдал за действиями наших войск. Наблюдательный пункт нужно было уничтожить. Выполнить эту операцию С. А. Красовский приказал М. Г. Мачину. «У него эта Чижовка в печенке сидит», — говорил тогда Степан Акимович.

Для выполнения задания вылетели бомбардировщики под прикрытием истребителей во главе с М. Г. Мачиным. Удар был дерзким, точным. Немецкий «НП» прекратил существование. За Воронеж Михаил Григорьевич дрался мужественно и отважно. С этим городом у него была связана частица его жизни. Он здесь учился в СХИ.

Однажды, патрулируя в районе Воронежа, наши истребители заметили группу немецких бомбардировщиков. Сразу атаковали их. Сбили 5 стервятников, одного уничтожил М. Г. Мачин. Своим примером он учил молодых летчиков бить врага наверняка, с короткой дистанции, в упор.

Славный боевой путь прошел в годы Великой Отечественной войны М.Г. Мачин. Он защищал подступы к столице — Москве, дрался в небе Центрального Черноземья, на Украине, в Польше, над Берлином и Прагой. После войны много сил и энергии отдавал Михаил Григорьевич военно-патриотическому воспитанию молодежи, побывал он и в Усмани и в Завальном.[5]

Вспоминая дивизию, Михаил Григорьевич Мачин не забывал и о своих техниках-авиаторах. Многие из них были девушки. Как-то командующий позвонил полковнику:

— Завтра срочно отправь всех вооруженцев, мотористов и механиков на передний край для оказания помощи сухопутным войскам.
— А замена будет? — спросил Мачин.
— Завтра в первой половине дня тебе будет доставлено 300—350 девчонок, студенток из Москвы.
— Этого еще не хватало! — запротестовал полковник.— Что мне с ними делать? — кричал он в трубку.
— Готовить из них специалистов, — спокойно ответил Красовский.

К вечеру командиры и комиссары полков собрали личный состав, выстроили на опушке леса. Выступившие перед ними командующий армией и командир дивизии пожелали боевых успехов на переднем крае. На это приветствие солдаты ответили громким «Ура». Затем они развернулись и пошли по направлению к Воронежу.

Проводив техников и Красовского, уехавшего в Завальное, командир дивизии стал думать, как встречать новобранцев прекрасного пола. На следующий день к Шаршкам 20 автомашин привезли пополнение.

Когда девушки, выстроились перед ним, полковник коротко доложил им обстановку. Затем, помедлив, добавил:
— Девушки, обращаюсь к вам как отец. Милые вы мои, постригитесь под мальчишек. Воды горячей нет. Спать придется в землянках и палатках.

Когда девушек начали распределять по полкам, к Мачину подошел капитан, командир штурмовика:
— Товарищ полковник, подберите мне девчонок покрупней. Полковник с удивлением посмотрел на капитана.
— Товарищ полковник, вы забываете, что под штурмовики мы подвешиваем по четыре «сотки».

Война жестока. Полковник действительно забыл, что теперь стокилограммовые бомбы будут подвешивать к штурмовикам девушки, но они пройдут с дивизией боевой путь от Усмани до Праги.

При этом девушки сохранили в себе женственность и обаяние. По весне Усманский лес от подснежников был голубым. Стояла чудесная погода. И казалось, что войны нет, что она далеко-далеко. Девушки не раз замечали в руке их командира дивизии несколько цветков. Однажды, после трудного боя он, уставший, измученный, зашел к себе отдохнуть и увидел на столе огромный букет подснежников...

В честь авиаторов дивизии в деревне Шаршки в дни празднования 35-летия Победы была установлена мемориальная доска. На митинге по этому случаю выступил генерал-лейтенант авиации в отставке Герой Cоветского Союза М. Г.

Мачин. Группе учащихся генерал М. Г. Мачин вручил значки Советского комитета ветеранов войны «Подвигов героев — будь достоин!».

Михаил Григорьевич Мачин в Усмани, 1975 год

В письме И. П. Харькину, ветерану 2ВА маршал авиации С.А.Красовский однажды написал: «Дорогой Иван Поликарпович! Сделайте все возможное по увековечиванию памяти авиаторов 2-й Воздушной армии. Сделайте все возможное, чтобы в Завальном, где размещался штаб армии, был организован школьный музей».

Сейчас уже трудно представить Завальное без своего музея. Музей — долгая интересная работа клуба «Патриот», девиз которого: «Пусть не останется на нашей земле ни одного безвестного подвига». Есть в селе и другие священные места: поле, служившее аэродромом, памятник погибшим авиаторам, мемориальная доска на стене начальной школы, где был штаб армии.

В 1984 году решением Правительства Завальновской средней школе было присвоено имя командарма С. А. Красовского. Этой чести после его смерти коллектив удостоен за большую работу по увековечиванию памяти маршала.

Навсегда останется в памяти жителей Завального встреча с Героем Советского Союза, генерал-лейтенантом М. Г. Мачиным, который приезжал в село на празднование Дня Победы в 1979 году.

Усманцы бережно хранят память о погибших авиаторах 2-й воздушной армии. Их прах покоится в братских и одиночных могилах на нашей земле. В Усмани на площади у музыкальной школы захоронены Фролов, Журавлев, Васильев. Богомолов, Соколов, Воробьев. В селе Студенки захоронен летчик Медведев, на Песковатском кладбище — летчик Морозов, в Девицком лесу у Новоугляновки - летчик Кожемякин. В Завальном из года в год юноши, уходящие в армию, приходят и к памятнику Петру Самусеву и Николаю Галееву, погибшим в Усманском небе.

На счету авиаторов 2-й Воздушной армии 336000 боевых вылетов в годы Великой Отечественной войны. 1246 из них приходится на 22-й гвардейский бомбардировочно-авиационный полк. В составе этого полка с 1943 года воевал стрелком – радистом в экипаже командира эскадрильи Николая Косарева, Иван Андреевич Скорик, в послевоенные годы работавший председателем Усманского райисполкома депутатов трудящихся. Из 235 боевых вылетов половина была им совершена в рядах 2ВА.

Он вспоминал: «14 июля 1944 года войска Первого Украинского фронта перешли в наступление в районе Броды и Зборов. Перед летчиками была поставлена задача — мощными бомбовыми ударами помочь наземным войскам прорвать оборону фашистов. На старт вынесли гвардейское знамя полка. Оно как бы призывало летчиков к мужеству.

Подлетая к линии фронта, с высоты двух километров мы увидели пламя пожарищ, дым и пыль — это наша артиллерия обрабатывала передний край немецкой обороны. Зенитная артиллерия противника открыла сильный заградительный огонь по нашим самолетам, но эскадрилья Николая Косарева плотным строем продвигались к цели. По команде флагмана, штурмана Щеглова, вся девятка наших бомбардировщиков сбросила бомбы в цель.

Эскадрилья разворачивалась на обратный курс, когда наш правый ведомый неожиданно был сбит зенитным снарядом. Скорик доложил о гибели экипажа Петра Тараканова своему командиру, который беспомощен был что-либо сделать. А в эту минуту осколок снаряда попал в бензобаки нашего самолета. Он загорелся и превратился в пылающий факел. Надо было немедленно прыгать. Секунда, другая... Люк не открывается. Пламя охватывает Ивана Скорика. Секунда, другая... Воздушный стрелок Василий Таратута, наконец-то, открывает люк, выпрыгивает, а за ним - с обгоревшим парашютом — Скорик.

Быстро сбросив с себя обгоревший парашют и, не успев оглядеться вокруг, Иван услышал автоматные очереди. Стреляли по нему. А вдали виднелось поле. Высокая густая пшеница должна спасти его. Но до нее надо бежать, бежать, хотя каждый шаг — это боль, но каждая секунда — возможная смерть: немцы продолжали обстреливать, а потому он бежал. Сгоряча даже не почувствовал, что обгорели руки, лицо, спина. Пшеница укрыла его, а где-то рядом были ребята, его экипаж.

Вдруг увидел - на противоположной стороне через лощину стоял человек.

— Эй, давай сюда, скорее!— закричал незнакомец на ломаном русском языке. Скорик поднялся во весь рост, держа наготове «ТТ» и, собравшись с силами, побежал на голос. И, как будто из-под земли, появился неожиданно Таратута, с вопросом: «Как ты думаешь, это свой?». Раздумывать было некогда, но когда стали приближаться, отчетливо увидели немецкий маскировочный халат, каску, очки в роговой оправе.

— Сдавай-с! Бросай оружие! — восторжествовал фашист и стал звать подмогу, но выстрел Ивана Скорика оборвал его крики. Василий Таратута подбежал к упавшему фашисту, вытащил из его кобуры «парабеллум» и документы.

И теперь они уже бежали вдвоем по пшенице, поваленной снарядами. Отыскав густые хлеба, залегли в них. У Ивана жгло тело. Но ничем нельзя было утолить эту боль. Василий же был ранен в ступню. Разрезав ему сапог, перевязали рану рубашкой.

Летчикам было не до боли. Потому что, не успев посмотреть документы убитого фашиста (им оказался командир зенитного дивизиона), услышали лай собак, немецкую речь. Наступившая ночь прошла в поисках укрытия. Они не знали, что таких ночей будет еще пять. День проходил медленнее, мучительнее, чем ночь. Особенно для Ивана Скорика. Солнце нещадно жгло обгоревшее тело, и казалось, что оно снова горит. Но вот он ощущает на губах прохладу кружки, пьет, пьет и, кажется, не напьется никогда. Это было в бреду, когда он забывал обо всем, кроме воды.

Но рядом был друг, Василий Таратута, которому Иван Андреевич Скорик напишет через тридцать лет после Победы: «Все эти годы я безуспешно искал тебя. Знаю, друг, что только благодаря тебе я вернулся в родной 22-й гвардейский». ...Василий Таратута отыскал недалеко от поля болото, а в следах от копыт лошадей — воду. Совсем немного воды. И отдал ее другу.

С ним и штурманом Дмитрием Щегловым Скорик еще не раз поднимется в небо. Но тогда, 14 июля 1944 года, погиб их командир Николай Косырев.[6]

В маленьком городе Усмань прошло детство Елены Николаевны Казаковой. Лена подростком уехала в Воронеж. Работала на заводе, ходила в аэроклуб, где прыгала с парашютом. Но однажды ее вызвали к секретарю комитета комсомола:

- Так, Казакова, мы тебя посылаем учиться на летчицу.

- Зачем? Я не хочу быть летчицей.

- Захочешь! Ты же комсомолка!

После долгой перепалки Лена стукнула кулаком по столу и уже со злостью выкрикнула:

- Я сказала, что не хочу и не могу летать!

- Ничего. Раз умеешь кулаком стучать, то и летать научишься!

Так в 1933 году Лена Казакова по комсомольской путевке поехала учиться в Тамбовское летное училище. Учеба ей давалась легко. Это про нее однокурсники пели частушку:

"Самолет летит высоко,

Лена делает полет,

Шелуха летит оттуда

Видно, семечки грызет".

После окончания училища в 1936 году ее направили на Украину в гражданский аэрофлот. Но началась Великая Отечественная война и Лена Казакова сменила гражданский самолет на военный У-2, с которым не расставалась от Волги до Вены, совершив 1162 боевых вылета.[7]

Шел 1943 год. Летный отряд 2ВА расположился в селе Осадчее вблизи города Алексеевка под Воронежем. С вечера Казакова уже получила задание от своего командира К.Н.Воропаева.

Уже в 4 утра ее самолет приземлился на площадке штаба 2-й Воздушной Армии в селе Рженково, где она забрала военного пассажира, которого ей приказали доставить в село Иловка, что она и сделала. Обстановка заставила командира полка направить Елену Казакову в разведку. С заданием она справилась успешно. На следующий день пришла радиограмма с сообщением о том, что Елену Николаевну Казакову представили к награде - ордену Красного Знамени.

Николай Сергеевич Старченков родился и вырос в Усмани. Тут учился. В 1939 году семнадцатилетним парнем по путевке комсомола поступил в Воронежский аэроклуб, затем обучался летному мастерству в Балашовском военно-авиационном училище, которое окончил в начале войны и был направлен летчиком в перегоночную группу.

С тыловых аэродромов перегонял самолеты на фронт. Это было ответственное и почетное задание Родины, но ему хотелось в бой. И его мечта осуществилась - только в 1943 году, когда очередная просьба о направлении в боевую часть была удовлетворена. Только перед этим ему пришлось овладеть новым типом самолета — «ИЛом». Для этой цели он прошел переподготовку в Кряжах Куйбышевской области, а потом был зачислен летчиком в 637 штурмовой авиационный полк, который стал для него родным.

В его составе Николай Сергеевич Старчёнков воевал на Ленинградском фронте. Правда, недолго, так как откомандировали на Подмосковный аэродром для освоения и получения новых типов самолетов «ИЛ-2». В это время готовилась операция по освобождению Киева. Полк вливался в состав 2-й воздушной армии. Новое пополнение на аэродроме принимал сам командующий С. А. Красовский. Самолеты словно из-под земли появились над аэродромом и пронеслись на бреющем полете. После посадки летчики выстроились, а командир полка доложил о прибытии. С. А. Красовский немного пожурил за лихачество в воздухе, при этом сказал;

— Посмотрю, как лихо будете бить врага.

К вечеру 4 ноября в районе Киева установилась хорошая погода. В воздухе разгорелись ожесточённые бои. На прикрытие наших наземных войск вылетали истребители. Умело работали бомбардировщики, штурмовики. Пехота и танки генерала Рыбалко пошли в атаку. Немало фашистских «тигров» и «пантер» подорвали экипажи «ИЛов» В их числе был и экипаж Николая Старченкова.

На рассвете 6 ноября над правительственным зданием столицы Украины взвился красный флаг.

Наш земляк Николай Сергеевич Старчёнков, как воздушный воин, проявил себя стойко в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Позже он участвовал в боях по уничтожению врага в Корсунь-Шевченковской и Ясско-Кишиневской операциях.

...Демобилизовавшись по состоянию здоровья, Н. С. Старченков сразу включился в трудовую деятельность. 12 лет работал военруком в Усманском медицинском училище и 25 лет на этой должности во второй средней школе г.Усмани[8]

В годы Великой Отечественной войны Ивану Поликарповичу Харькину также пришлось служить в авиационных частях 2ВА. В его памяти сохранились воспоминания об их боевых делах, и он рассказал о них в многочисленных публикациях на страницах районной газеты «Новая жизнь». Приведем один из его рассказов:

«Летом 1943 года фашистская армия готовилась к наступлению на Курско-Орловском выступе. Гитлеровцы, сосредоточив на небольшом участке фронта громады танков и самолетов, лелеяли надежду взять реванш за поражения у волжской твердыни, добиться перелома в боевых действиях в свою пользу.

Наше командование вовремя разгадала замысел врага. Были приняты меры для контрнаступления. Большую роль в разгадке замысла противника сыграла воздушная разведка.

В это время я служил в аэрофоторазведке авиационного корпуса. Наши самолеты вели усиленную воздушную разведку в районах Белгорода, Борисовки, Тамаровки, Золочева, Ахтырки, Богодухова, Мерефы и Харькова. После тщательной обработки аэрофотоснимков нам всегда удавалось определить состав и расположение вражеских войск, их систему обороны, обнаружить скопление танков и самолетов вблизи от линии фронта.

Летчики авиакорпуса под командованием И. С. Полбина успешно громили танки и мотопехоту противника. Имея точные данные, наше командование предприняло ряд массированных воздушных бомбардировок по аэродромам, железнодорожным станциям и укрепленным пунктам противника. В штабе корпуса мне приходилось сутками обрабатывать фотоснимки о результатах бомбардировок войск противника.

Особенно мне запомнилось Прохоровское сражение. Именно это сражение решило судьбу последующей исторической битвы на Курской дуге. На узком участке фронта наша авиация ежедневно сбрасывала на боевые порядки врага тысячи бомб. От взрывов бомб, снарядов и мин, грохота орудий дрожала земля.

Наши самолеты буквально весели над скоплением живой силы и техники противника. Летчики возвращались на аэродром только для того, чтобы заправиться горючим, подвесить бомбы и получить новое боевое задание.

Благодаря мужеству и отваге наших воздушных соколов, превосходство в воздухе на Курской дуге перешло на нашу сторону. Враг понес огромные потери в живой силе и технике. Под напором советских войск фашистская армия начала откатываться на Запад».

…Так история армии Красовского тесно переплелась с историей Усманского района и личной судьбой многих его жителей.


[1] От Воронежа до Берлина. Воронеж, 1986г.

[2] Харькин. Единственный в стране. «Новая жизнь», 15.04.1986.

[3] И.Харькин. Славные соколы. «Новая жизнь»,

[4] А. Ракитин «Новая жизнь», 27.2.69 г.

[5] И.Харькин. «Новая жизнь», 4.08.1979 г.

[6] О.Теплова Воздушные рабочие войны. «Ленинское знамя», Начало 19 февраля 1980 г.

[7] «Новая жизнь», 6.05. 2002 г.

[8] «Новая жизнь», 7.05.83 г.