АННА КИСЕЛЕВА: ПЕДАГОГ, ДЕПУТАТ, ПИСАТЕЛЬ
19 декабря 2001 года исполнилось 95 лет со дня рождения советского писателя Анны Николаевны Киселевой.
Она всю свою жизнь посвятила людям, а точнее — детям. 33 года отдала Анна Николаевна педагогическому труду. Ее работа была высоко оценена: в 1947 году А. Киселевой присвоили звание Заслуженного учителя школ РСФСР, в том же году за достигнутые успехи и отличные результаты в воспитании учащихся министр просвещения РСФСР А. Г. Калашников награждает ее Почетной грамотой.
А многочисленные письма, присланные из разных концов страны с выражением благодарности за труд учителя, служат подтверждением того, что Анна Николаевна Киселева была незаурядным педагогом.
Талант часто бывает многогранным. Неординарное педагогическое дарование сочеталось в этом человеке с талантом писателя и драматурга. 9 книг, более 25 опубликованных рассказов, 2 премированные пьесы это подтверждают.
Анна Николаевна Киселева вышла из самых низов — из беднейшей батрацкой семьи. И достигла высочайших вершин: Заслуженный учитель, член Союза писателей с 1957 года, драматург, депутат Верховного Совета двух созывов (1947 и 1951 годов).
Несомненно, очень интересно проследить такую неординарную судьбу, необычную жизнь необычного человека. Незаурядной личности, наделенной талантом, умом и добрым сердцем. Но, в то же время, Анна Николаевна — человек своей эпохи. Она обдумывает и анализирует все исторические события своего времени. Они проходят через сердце, душу и воплощаются в ее книгах.
Трудно писать о человеке, которого никогда не видел (я родилась уже после смерти бабушки), но который близок тебе и дорог. Я ношу имя писательницы, родные утверждают, что и внешне очень похожа на нее. Справедливо принято считать, что молодое поколение в долгу перед старшим. Поэтому долг и честь требуют рассказать об Анне Николаевне Киселевой, осветить ее след на земле.
Все мы мало знаем о своих предках. Но один эпизод в нашей семье помнят и чтут. Не так давно младшая сестра Анны Николаевны Киселевой, Мария, написала в письме: «Помните, каким был ваш прапрадед умным и душевным человеком. Живите по совести, как он жил». Забрали моего прапрадеда на войну, а дома осталась красивая молодая жена с сыном-первенцем. В деревне квартировал гусарский полк. И какой-то офицер соблазнил красивую солдатку. Родилась девочка Дуня, свекровь их в хлев выгнала, там и замаливала свой грех моя прапрабабушка. А когда солдат вернулся домой, всей деревней встречали его у околицы с «доброй вестью». Развлечения ждали — как муж будет убивать неверную жену. За такое в деревне действительно убивали! Неизвестно, что передумал солдат, пока шел к родному дому. Но вошел он туда, где жена обмерла под образами, в последней надежде ища защиты у Бога, — с твердым решением о милосердии. Поцеловал мать, сына, взял на руки девочку, посмотрел и сказал: «Красивая девка будет». И жене: «Вылазь, чего спряталась. Бить не буду. Жить будем, детей растить. И мы там не так жили. Не по совести».
Так получилось, что прямого родства с прапрадедом у нас нет. Но, воспитывая своих детей, он научил их жить по совести.
Семья была большая, дружная и крепкая. И бабушка Дуня до самой смерти своей матери не подозревала, что она в этой семье не родная.
Нравственный закон: жить по совести самому, а уж потом и с других спрашивать, остался главным принципом жизни. И во многих письмах Анны Николаевны к дочери, в ее дневниках эта мысль постоянно присутствует: «Если неудача, ищи причину в себе».
Именно поэтому Анна Николаевна никогда ничего не требовала для себя, и не умела, и не считала себя вправе требовать.
***
Семья Киселевых родом из деревни Нижняя Ведуга Воронежской губернии. Родилась Аня 19 декабря 1906 года ранним морозным утром. Когда она появилась на свет, ударили к заутрене колокола и бабка-повитуха сказала: “Ишь, какая звонкая будет!»
Мать Анны Николаевны, Дуня, выросла в многодетной семье и вышла замуж, точнее, ее выдали замуж в 14 лет. Жениху Николаю было в ту пору уже 26 лет, он работал пекарем в Воронеже. Приехав домой на праздник, углядел красивую девушку на посиделках и заслал сватов. Родители Дуни согласились сразу. Главная причина—то, что Николай был единственным сыном в семье. Семьи тогда были многодетные, жили чаще всего все вместе. Есть готовили молодухи на такую огромную семью в двух-трехведерных чугунах, надрывались, и к 30 годам становились старухами, не знающими, куда положить ночами натруженные руки, болевшие нестерпимо.
У молодых одна за другой родились 4 девочки. Сейчас говорят, что при царе среди крестьян жили плохо одни бездельники и пьяницы. Мои предки ни теми, ни другими не были. Прабабушка Дуня умерла в 72 года, так и не узнав вкуса водки и самогона. Николай выпивал только по великим праздникам, отдавая дань традиции, а не желанию, и в последние годы жизни не пил вообще. Тем не менее, семья жила в ужасающей нищете. И прежде всего потому, что по тогдашнему закону землю на девочек не давали, и ели они ничуть не меньше мальчиков.
От безземелья и нищеты Центральной России молодая семья уезжает на поиски лучшей доли и — главное — земли. Сначала — в Казахстан, а потом в Сибирь.
Ане тогда было 4 года. Путешествие она помнила очень смутно. И запомнились ей не огромные сладкие арбузы, которых в Казахстане поели вволю, а скачущие всадники на фоне кровавого степного заката, когда переселенцы остановились на ночлег. Тревожное ожидание: зачем к ним скачут эти люди, что будет, ведь они чужие в этом краю; закат, полыхающий зловещими красками, и хозяева этой земли, все в черном, говорящие на непонятном наречии — все это врезалось в память впечатлительной девочки.
Ни в Казахстане, ни в Сибири переселенцев никто не ждал. Землю дали только нескольким более зажиточным семьям—8 из 34 приехавших. Поэтому Николай возвращается к ремеслу пекаря. Семья селится в Барнауле, в крошечном домике рядом с пекарней. Воспоминания о жизни в Барнауле у Ани уже более ясные и осознанные.
В те годы в жизнь девочки вошла первая и самая крепкая любовь на всю жизнь—любовь к литературе. В семье появляются первые книги. Мать Ани была неграмотна, а отец окончил церковно-приходскую школу. Он покупал и приносил домой книги, которые читал семье длинными вечерами. Это были лучшие, запомнившиеся на всю жизнь моменты Аниного детства. Дешевенькие бульварные романы типа «В пещерах Лейхтвейса» были не только первой любовью, но и окном в другой мир, дали толчок развитию воображения девочки. Отец не только читал книги, но и по ним учил своих детей грамоте, показывая любознательным девочкам буквы, а складывать их в слова они научились сами. Николай много работал, жена ему помогала, но жили все равно очень бедно, деньги копили, чтобы купить свой домик. Другим ярким воспоминанием детства были наряды дочерей хозяйки пекарни. Девочки не водились с детьми работников, только изредка выходили показать новые платья. И это было как видение, как воплощение мечты.
Из игрушек у Киселевых были бабки, ляльки — осколки разбитой посуды и тряпичные куклы. Мелкие лоскутки девочкам давала соседка-портниха. Их берегли, как зеницу ока. Но жизнь семьи Киселевых была далеко не самой нищенской, многие жили еще хуже.
Деньги, которые Дуня складывала за божницу, давали надежду на лучшее будущее, это согревало и освещало их существование. Но судьба бывает иной раз беспощадна. Грянула война 1914 года. Николая забрали в армию, молодая жена осталась одна с тремя маленькими дочерьми (одна девочка умерла). А было ей тогда чуть за 20 лет. И судьба тут же приготовила ей еще один удар — случился страшный барнаульский пожар 1914 года, который уничтожил полгорода.
«Загорелось где-то в центре, но поднявшийся ураганный ветер перебрасывал пламя с улицы на улицу. Дуня металась по дому, не зная, что спасать. Роскошные черные волосы рассыпались по плечам. Маленькая Маша цеплялась с плачем за юбку матери, которую не могла сжать детская ручонка, ибо от первоначальной ткани на юбке ничего не осталось, заплата на заплате сделали ее толстой и грубой, и девочка никак не могла ухватить эту дерюгу покрепче. А мать все пыталась спасти мешок белой муки, которую она так берегла! Только по большим праздникам дети видели белый хлеб. Выгнал их из дому солдат.
— Солдатик, милый! Помоги ради Христа! Вынеси мешок с мукой!
— Какой мешок! Говорю, уходите! Сгорите!..
Стало темно и нестерпимо душно. Черные тучи дыма заслонили солнце. Песок и пепел бешено крутились в воздухе. Огненной метелью летели искры и даже головни. Багровые космы пламени зловеще метались кругом. Огненные столбы вырывались к черному небу. Мать опомнилась, остановилась, громко ахнула и закричала:
—Дети! Дети! Где вы! Скорей ко мне! Дым, песок мешали ей видеть.
Мать остановилась над обрывом, задыхаясь от песка и дыма, скликала детей:
—Паранька! Егорка! Варька! Бегите вниз к воде! Маша! Где Маша? — а сама держит Машу за ручонку... Всю ночь провели в Оби, сидя на мелководье, мочили в воде тряпки и накрывались, спасаясь от летящих искр. Становилось все темнее, было нестерпимо душно и жарко: горели дома на набережной и скарб, наваленный над обрывом. Сверху доносился непрерывный гул пожара, грохот обваливающихся крыш, с треском падали телеграфные столбы. Временами раскаленные докрасна железные листы с крыш, подхваченные ураганом, проносились над головами людей и с шипением падали в реку. Искры зажигали на людях одежду. Река, встревоженная ветром, бушевала. Волны с пеной накатывались на песчаный берег». Это отрывки из повести А. Киселевой «Варькино детство».
Вышла повесть в Западно-Сибирском издательстве в 1973 году, в год смерти автора.
Когда пришли авторские экземпляры, Анна Николаевна была тяжело больна, никого и ничего не узнавала, повторный инсульт она пережила лишь на месяц. Но иногда к ней почему-то возвращались память и сознание. В один из таких моментов она взяла книгу, лежащую рядом с кроватью на тумбочке, и заплакала. Гладила лицо девочки, изображенное на обложке книги, и по лицу текли слезы. Она уже ничего не могла сказать, и можно только предположить, что сознание вернулось ясным и ярким, что перед мысленным взором в эти последние перед смертью дни пронеслась вся жизнь, которая начиналась вот так, как в повести. Что горькое и трудное детство вернулось к ней книгой в последние мгновения жизни, и она пожалела ту хрупкую босоногую девочку, которой столько всего выпало на долю!
Заканчивается повесть так: «Надолго запомнится Варьке это смущение брата, который остался единственным мужчиной в семье и не знал, как помочь матери прокормить остальных детей. Запомнится барнаульский пожар, обгоревшие трупы, голод и нищета, Но ни Варька, ни Сережа, ни мать — никто еще не знал,что скоро-скоро вспыхнет над Россией другой пожар, и в очистительном его огне сгорит и развеется по ветру старая жизнь. Шла осень 1917 года...»
Позже, размышляя о роли революции в судьбе своей страны, она напишет в дневнике: «Революция и гражданская война — противоестественное состояние человеческого общества, в мирные дни трудно себе представить, что нормальное существо, наделенное способностью любить, растить детей, восхищаться зорями и березками, может доходить до такого состояния: убивать, планировать убийства, радоваться числу убитых!.. Но не надо доводить народ до революции» Но, тем не менее, Анна Николаевна все- таки считала революцию «очистительным огнем».
В Барнаульском пожаре у семьи Киселевых сгорело все. Остались лишь одежда, в которой выскочили из дома, да кошка Мурка, которую унесла от лютой смерти младшая сестра Ани Маша. Когда утром шли попепелищу, видели жуткую картину: сгоревших заживо людей, животных. При Ане перевернули, девочку, ее ровесницу. Спинка превратилась в головешки, а лицо и ручонки, сжимающие деньги, остались целы. Видно, сунули ей деньги и велели бежать к реке, да не добежала.
Дальше Киселевы жили в землянке. На пепелище раскопали кое-какие куски обгоревших тряпок, из них сшили подобия лоскутных одеял. Старшая сестра Ани, Степанида, вспоминала: «Да где же мы там спали?! Нас четверо, а землянка четыре квадратных метра». Кормились тем, что ходили в лес, вязали березовые веники и продавали по копейке пара. А впереди была долгая, лютая и голодная сибирская зима. Поэтому пришлось детей отдать «в люди».
Таким образом, Анина трудовая жизнь началась с семи лет. Тогда ее впервые отдали «в няньки» более зажиточному крестьянину в другую деревню. Своего первого «ученика» Антошку она вспоминала часто, и в повести «Варькино детство» оставила ему настоящее имя и «дымчатые, как у котенка, глаза».
Если бы не революция, Ане, дочери батраков, была бы одна дорога — тоже батрачить. И ни талант, ни яркое воображение ее от этого не спасли бы. Ведь и ее мать, Евдокия, была очень талантливым человеком. Но все ее таланты проявились в старости, когда глаза почти перестали видеть, а натруженные руки — слушаться. Главное дело жизни было сделано: дети выросли, определились, в семье наконец-то появился достаток, а у нее — свободное время.
И она начала талантливо рисовать. Чаще всего — человеческие лица. Читать она научилась после 50, чтобы самой прочесть любимого Толстого.
Трудно поверить, но неграмотная деревенская женщина самостоятельно собрала приемник и слушала через наушники Москву в далекой Сибири! Она прекрасно знала лес, растения, разбиралась в травах. Она могла бы стать ботаником, ученым или художником. Но стала только хорошей матерью, передав детям все самое ценное: доброту, верность и стремление к познанию.
Всему на свете бывает конец, даже войнам. Когда Николай наконец-то вернулся с войны, единственный путь для семьи был в деревню, к земле.
Поучиться в церковно-приходской школе детям почти не пришлось. Закончила ее только самая младшая — Маша. Все знания Аней были получены самостоятельно. С 11 лет начинается ее близкое и глубокое знакомство с литературой. Почему с 11? Тогда конфисковали огромную библиотеку местного батюшки и передали книги сельской избе-читальне. С точки зрения батюшки это, конечно, был акт вандализма, но для Ани это был самый драгоценный подарок новой власти.
Теперь все свое свободное время она посвятила книгам, став чуть ли не самым грамотным человеком в селе. И начитанную девочку впервые посылают учиться. У меня есть удостоверение, написанное красивым каллиграфическим почерком: «1920 год. Удостоверение. Предъявительница сего Анна Николаевна Киселева есть действительно член Средне-Краюшкинской сельскохозяйственной производительной коммуны «Муравейник», командируется на курсы красных учителей в село Тальменское в Тальменский райотдел народного образования».
Это были шестимесячные курсы ускоренной подготовки учителей для сельских начальных школ. В Тальменском Ане предложили нечто вроде экзамена. Направление уже служило гарантией поступления, но знания проверить, очевидно, было нужно. К тому времени она хорошо знала русскую классическую литературу, грамотно писала, но о таких науках, как химия и геометрия, даже не слышала. От этого экзамена у нее надолго осталось чувство обиды. Ее спросили о Пушкине, она начала читать любимые отрывки из «Евгения Онегина», а знала она почти весь роман наизусть и была прекрасным чтецом. Члены комиссии были приятно удивлены. Для проверки грамотности тут же в комитете наробразования Ане дали карандаш, так как своих принадлежностей для письма у нее не было. Когда она хотела его вернуть, один из членов комиссии, взглянув на ее руки, карандаш брезгливо оттолкнул: «Не надо, возьми его себе, ты погляди, какие у тебя руки!» И назидательно добавил: «Если Пушкина читаешь, за руками ухаживать надо». Его бы в Анину судьбу ухаживать за руками!
Через 6 месяцев 14-летняя девочка была направлена на работу учителем в глухое сибирское село Сорочий Лог. Там, на курсах, Аня вступила в комсомол. Союзный билет (погубернский) № 990 в фиолетовой обложке она храа до самой смерти. И, на мой взгляд, не только потому, что «комсомол» и «юность» для нее звучали идентично, но еще и потому, что тогда в комсомол вступали лучшие из лучших и стать комсомольцем было большой честью. В те годы Аня открывает для себя Шекспира и Блока, заново Толстого и Пушкина. И уже не просто красоту образов или картин, а красоту слога и слова. Споря с дочерью, в одном из писем она напишет:«... почему ты называешь это «красивостями»? Это не красивость, а красота слова. Русского слова... Ты знаешь, я еще в юности, когда училась, каждой прекрасно составленной фразой любовалась, как модница бриллиантом. Ходила по улицам, и во мне пело: «Буря... мглою... небо... кроет». И удивлялась: как же 4 простыми словами можно составить красоту! И меня уже волновала не картина, стоящая за этими словами, а именно их созвучие». Толстой, Пушкин, Шекспир— эти три великих литератора и были Богом Анны Николаевны всю жизнь. У них она училась, им молилась, с ними советовалась.
Проработав в Сорочьем Логу год, Аня возвращается в Средне-Краюшкино, где живут родители. В семье произошли изменения: старшая сестра Степанида вышла замуж, а у Ани появились братья: в 1919 году Тимофей, а в 1924—Александр. Они были намного моложе сестер, и те их любили и как братьев, и как детей. Оба они погибли на фронтах Великой Отечественной — Тимофей пропал без вести, а Шура погиб в Прибалтике, награжден орденом Великой Отечественной войны I степени. Но это позже, а пока растет умный талантливый мальчик, гордость и радость семьи, великолепный художник, его рисунки до сих пор хранятся в школьном музее Славы Средне-Краюшкинской (ныне Первомайской) школы.
В семье появляется достаток и возможность учить детей. И в 1924 году Аня уезжает в Барнаул, поступает в педагогический техникум, в 1928 году его заканчивает, а аттестат об окончании почему-то получает только через 10 лет, 11 августа 1938 года. В это время она уже была студенткой Барнаульского государственного учительского института, который закончила в 1939 году.
Во время учебы в техникуме Аня открывает для себя театр. Сама играет в любительских спектаклях в техникуме и все свои скудные средства тратит на билеты в театр.
В 1928 году, после окончания техникума, Аня возвращается в родное село учительствовать, но уже не робкой испуганной девчонкой, а зрелым, хорошо подготовленным специалистом, имея за плечами солидный багаж знаний и твердое убеждение, что только Доброта спасет мир. У нее была прекрасная дикция и артистический талант. Ее племянник Алексей Александрович Степанов, Заслуженный работник культуры, руководитель Усманского народного хора, вспоминает: «Когда она выступала, зал замирал. У меня всегда было желание встать и слушать стоя. И если бы она сказала: «В бой!», все в едином порыве пошли бы, не задумываясь».
Полная сил, энергии и знаний, которые она стремится передать своим ученикам, молодая учительница начинает работать. В это же время Аня начинает вести дневник, записывает свои мысли и наблюдения. К этому периоду ее жизни относятся и первые публикации в краевой газете «Алтайская правда». Вот небольшая выдержка из ее статьи: «Я так представляю себе сельскую школу. Это красивое белое здание в центре села. Вокруг—школьный сад. С одной стороны — площадка для игр, отдыха и спорта. С другой—пришкольный опытный участок. Повсюду цветы, они — не только в саду, но и в классах, в учительской, в комнате отдыха, в пионерской комнате, в коридорах. Цветы у нас— редкое явление. Обычно говорят: «пока еще не до цветов», а созвучно это: «пока еще не до детской души». А есть ли вообще на свете что-либо важнее детской души?.. Что в человеке самое главное? Ум? Честь? Совесть? Работоспособность? Талант? Мне кажется—доброе сердце, все перечисленное выше — порождение доброго сердца. Не мягкого, не ленивого, а воистину доброго! Только доброе сердце может почувствовать и увидеть в мире что-то такое, чего не видят глаза, не слышат уши. И все-таки Добра на свете больше». С такими взглядами и убеждениями молодая учительница подошла к новому рубежу своей жизни — она начинает работать над повестью «Алтайские робинзоны».
До 1936 года Анна Николаевна берется за перо с робостью, не веря в свои силы. Очень требовательная к себе, она не решается встать на одну доску с теми, кто был ее Богом. И, тем не менее, литература властно зовет ее. Дневниковые записи тех лет — скорее рассказы и раздумья, чем хронология событий. Первый рассказ «Сорочий Лог» появился на страницах «Алтайской правды» в 1931 году. Толчком же для того, чтобы Анна Николаевна взялась за большую литературную работу, послужила поездка на Алтай.
В 1936 году проходил краевой слет учителей-отличников . Средне-Краюшкинская школа выдвинула делегатом на этот слет Киселеву. Она изумилась: «Какой же я учитель-отличник, когда у меня есть и двоечники, и троечники? Я не могу ехать, я не заслужила». Убеждал ее в том, что она должна ехать, что она заслужила это право, заработала трудом и талантом, даже первый секретарь райкома Пергамент. На слет Анна Николаевна поехала, а закончился он походом на Алтай. Дивная дикая красота алтайских гор ошеломила ее. В своем дневнике Анна Николаевна напишет: «Я пережила Алтай. Красоту этих гор увидеть невозможно. Ее можно пережить сердцем, душой, всем существом».
Вернувшись из поездки, Анна Николаевна начинает писать свою первую повесть. Возможно, она даже и не рассчитывала на публикацию, просто переносила переполнявшие ее впечатления на бумагу.
Дома к этому отнеслись с большой долей скептицизма. Правда, муж, Константин Александрович Ивашев, не возражал, но только если творческая работа была не в ущерб семейным делам. Поэтому работать приходилось урывками, повесть продвигалась медленно. Иногда десятки раз обдуманную главу некогда было записать. И работала Анна Николаевна в основном в школьной библиотеке до занятий. Школьные дела целиком поглощали внимание и время, после работы—семья. Поэтому вставать приходилось рано, она недосыпала, только чтобы возвратиться к своим героям.
Не только работа и быт отнимали силы и энергию. Из дневника Анны Николаевны: “Тяжелое время. Тяжесть и страх, казалось, разлиты были даже в воздухе. Брали людпреимущественно ночами. Занятия в школе начинались рано, затемно. Идешь селом, а оно вовсе не сонное, — настороженное, тихое. Приходишь в школу и даже спросить не решаешься, только глазами ищешь: кого же нет?»
Гораздо позже, в письме к своей подруге Ольге Тимофеевне Николаевой (она жила в Усмани), Анна Николаевна напишет: «Что-то я засомневалась, милая Ольга Тимофеевна, в Вашем рассказе, что Вы уже тогда, в 37-м, прекрасно разобрались в том, кто такой Сталин, и помогали женам репрессированных в устройстве на работу. Хотя, конечно, Усмань и Алтай—два края земли. Разная информация, а, может быть, я глуповата была. Но я долго не могла в Сталине разобраться. Интуитивно чувствовала, что в стране происходит что-то страшное, но со Сталиным это никак не связывала. По-разному думалось: и что враги народа распоясались, и что заграница лапу протянула. Но связать со своим правительством столько смертей, с правительством, которое дало мне, девчонке из беднейшей крестьянской семьи, образование и право быть человеком, не могла. Первый раз шевельнулось сомнение, вернее, тень сомнения, когда арестовали секретаря крайкома партии Алтайского края Роберта Эйхе. Мы ведь с ним были лично знакомы, и я, и Константин Александрович. У Р. Рождественского есть о нем стихотворение:
Он приезжал в морозы по-сибирски лютые,
Своей несокрушимостью недругов разя.
Не пахло иностранщиной, пахло революцией,
И были у революции добрые глаза.
Верно написано, таким его мы и помним. Константина Александровича тогда назначили директором МТС, работа незнакомая, он растерялся. Эйхе его под держал, одобрил, объяснил и впоследствии не упускал из вида, поддерживал. Только потом, когда читала его предсмертные письма Сталину, в последнем из них он написал: «Очень больно умереть от руки той власти, которой отдана вся жизнь», я осознала ужас того времени полностью. Но это после XX партсъезда. Тогда я поняла, что сделал с делом Ленина этот вождь. И самая главная его «заслуга» перед страной в том, что он уничтожил Ленинскую партию, при Сталине произошло перерождение коммунистической партии, в нее налезла всякая сволочь. Не знаю, как Вы, а я не вижу пути вперед под их руководством. Может, я и пессимистка.
Дела мои литературные идут из рук вон плохо, словно я в каменном мешке и тычусь в глухие стены». Письмо написано в 1970 году. Может быть, в 30-е годы у Анны Николаевны и не сложилось четкой картины происходящего, но в партию она вступать не стала.
Первое издание «Алтайских робинзонов» (1939 год) заканчивается словами главных героев Шуры и Лени: «Спасибо товарищу Сталину». Но это не помешало Анне Николаевне в 1937 году, одной из всех, вступиться за своего товарища, директора детского дома Муранова. Детские дома тогда были без ограничения возраста, собирали всех бездомных, которые прошли жесточайшую школу жизни на дне человеческого общества.
Детдомовских классов боялись учителя, урок там был пыткой. С приходом Муранова все изменилось. Он сумел организовать и поставить дело так, что дети стали — детьми. Анна Николаевна называла его «вторым Макаренко». И вдруг — враг народа. И все молчаливо и покорно это приняли, только одна Анна Николаевна на собрании единственная проголосовала против признания Мурашова врагом народа. Ее арестовали. Но в ГБ продержали только двое суток. На все вопросы она отвечала: «Может, я глупа или слепа, но я не видела вражеской деятельности Муранова. Это человек высокой нравственности и эрудиции».
«Хотя, — признавалась она впоследствии дочери, — за две ночи в камере чего не передумаешь. Иногда и возникала мысль: «Неужели можно так маскироваться? Ведь сволочь видно невооруженным глазом. Но с другой стороны, что мы знаем о душе другого человека, когда подчас в своей разобраться не можем?»
Анну Николаевну отпустили, а Муранова посадили. Во время хрущевской «оттепели» Киселева, уже прочитав опубликованные факты о сталинском терроре, познакомившись с творчеством Солженицына (среди писателей его вещи ходили в рукописях), писала, осмысливая тот факт своей биографии: «Очевидно, и среди гебешников были порядочные люди».
Анне Николаевне пришлось еще раз столкнуться с КГБ и опять так же, по-порядочному. Порядочное отношение со стороны органов безопасности и непорядочное — со стороны коллег из Воронежского издательства. Вслед за Солженицыным и Дьяковым Киселева тоже спешит рассказать о тех тяжелых годах. Она пишет повесть «Тернистый путь» о репрессированных, которые были высланы к ним в Сибирь. Москвичи и ленинградцы, влившись в быт сибирского села, резко повысили его культурный потенциал. Алексей Степанов говорит: «Без них не было бы и меня, они привили мне любовь к песне, к музыке, заронили мечту о театре».
Оркестр народных инструментов, драматический кружок, который брался даже за шекспировские вещи — заслуга высланных. Для средне-краюшкинских жителей это было благо. Для самих репрессированных ссылка — боль и трагедия, тем более, что многие перед этим прошли лагеря и тюрьмы.
Многие авторы писали о тяжелом труде на лесоповалах, вот и Муранов рассказывал, что их по 10 часов в день заставляли копать траншеи на болоте, которые к утру затягивались без следа. Труд, дающий хоть какие-то плоды, все-таки труд, а работа, превращенная в издевательство над человеком, тяжелее и горше вдвойне.
Так вот, о судьбе этих репрессированных и была повесть «Тернистый путь». Когда Анна Николаевна ее закончила, «оттепель» уже сменилась «заморозками», хотя написала она ее очень быстро, наболевшее давно просилось на бумагу. И ведь нашелся кто-то в издательстве, не вернул повесть с обычной рецензией «не тот профиль» или «все хорошо, но план уже сверстан», а не поленился, написал донос и рукопись приложил. На фоне всех рассказов о зверствах гебешников, когда человеку невозможно было доказать, что он не верблюд, странной выглядит эта история.
Анну Николаевну не вызвали в КГБ, не арестовали. Ге бешник сам приехал в Нижнедевицк, где она тогда жила. Поинтересовался биографией, внимательно посмотрел все документы, начиная с грамот и заканчивая удостоверением депутата Верховного Совета, поговорил «за жизнь». Анна Николаевна терялась в догадках: «Кто? Зачем и почему?» И лишь в конце встречи он сказал: «Ваши коллеги, «инженеры человеческих душ», очевидно, очень хотели, чтобы с Вами случилось что-то плохое. Рукопись Вашей повести «Тернистый путь» у нас вместе с доносом. Вам я советую черновик уничтожить. И к коллегам присмотритесь, есть среди них черные люди». Кто же были эти «черные люди», мы не знаем до сих пор, пусть это останется на их совести.
Вернемся в тридцатые годы. Толстой, Пушкин, Достоевский и — Сталин. Две правды, два мира, две нравственности. А между ними—молодая учительница из глухого сибирского села, решающая, как жить. Тогда был сделан главный нравственный выбор: служить Добру, быть честной перед собой и перед людьми. Анна Николаевна с увлечением работает над «Алтайскими робинзонами». Два мальчика, Леня и Шура (прототипами стали ее брат Шура и его друг Леня), убегают в горы Алтая, чтобы найти месторождения полезных ископаемых для блага людей. Добрые, целеустремленные, умеющие по-настоящему дружить — таковы герои повести.
Первым рецензентом «Алтайских робинзонов» был Афанасий Лазаревич Коптелов, его можно назвать крестным отцом писательницы. Будучи главным редактором Новосибирского книжного издательства, он почти без доработок и правок рекомендовал рукопись к печати, а молодого автора поддержал хорошим добрым письмом. Повесть получилась цельной, жизненной и интересной. В1939 году первая книга Киселевой Анны Николаевны «Алтайские робинзоны» увидела свет. Позже была трижды переиздана, после второго переиздания даже собирались по повести снять фильм.
Для Анны Николаевны, для всей семьи Киселевых — это был триумф, небывалый взлет, наверное, первый в истории села. Девочка из бедной крестьянской семьи становится писателем!
Что можно к этому добавить? Я эту книгу прочитала во втором классе. И несколько лет «Алтайские робинзоны» входили в число моих самых любимых произведений. Сказочный мир Алтайских гор звал еще и еще раз окунуться в свои тайны.
***
В год большой радости, когда вышла первая книга, Анна Николаевна видела сон. Ее сны удивительны, они сбывались иногда через много лет в точности. А это был сон, предсказывавший всю ее творческую судьбу. Анна Николаевна была атеисткой, точнее, она не верила в церковь и попов. Но верила в существование высшей силы, управляющей всеми процессами на Земле, мудрой, гуманной и могущественной.
...Она поднимается по крутому, каменистому склону горы, оскальзывается, падает, больно ушибается, но упрямо карабкается вверх, напрягая все силы. А на вершине—город дивной красоты. И все в ней ликует и замирает от счастья при виде этого города! Она бродит вокруг, через городскую стену любуясь его красотой и величием. Но входа в этот город она так и не нашла, осталась за стеной и... проснулась. О своей творческой судьбе Анна Николаевна говорила: «Я так и осталась на задворках литературы», хотя она и была членом Союза писателей СССР. Но это уже итог, а пока впереди трудный путь наверх: падать, карабкаться, ушибаться, но все-таки стремиться к вершине.
А тогда, в далеком 1939 году, у Анны Николаевны словно крылья выросли. Она с большой радостью берется за новое произведение, на этот раз это будет повесть о школе. Работает с упоением, хотя времени по-прежнему не хватает. Семилетняя школа, в которой она работает, становится средней. Ив 1941 году Средне-Краюшкинская средняя школа делает свой первый выпуск десятиклассников, среди них —гордость школы, Александр Киселев, окончивший десятилетку с отличием, и классный руководитель у него — Анна Николаевна Киселева, а через месяц... Через месяц началась война. Из всего выпуска в живых осталось трое.
«Мальчишки, мальчишки, вы первыми кинулись в бой,
Мальчишки, мальчишки страну заслонили собой».
Когда Анна Николаевна впервые услышала эту песню по радио, она встала. Стояла, слушала и плакала, вспоминая погибших.
Начатую повесть пришлось отложить. Герои «Алтайских робинзонов», друзья Шура и Леня выросли. Мужа Анны Николаевны и брата Тимофея провожали сразу на фронт, прощание было тяжелым. Тем более, что 13 февраля 1941 года у Анны Николаевны родился первенец — сын Юрий, мальчику было всего полгода, когда отец ушел на войну.
А Шуру и Леню провожали в Новосибирск, учиться в танковом училище два года, поэтому прощались легко. Два года не получилось, все военные училища страны перешли на ускоренное обучение. Но тогда, знойной не по-сибирски осенью 1941 года, никто об этом не знал, верили, что война скоро кончится. Никто не предполагал, что она затянется на страшных 4 года. И что в ее огне сгорят самые лучшие, самые молодые, цвет и надежда нации. И останутся навеки двадцатилетними, а эти двое—еще и подростками, добрыми чистыми, верными — в повести А. Киселевой «Алтайские робинзоны».
Военные годы даже далеко от фронта, в Сибири, были очень тяжелыми. Школа работала поддня, в одну смену. А остальное время и педагоги, и учащиеся трудились в колхозе. За это Анна Николаевна награждена 4 грамотами и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Кроме того, была еще и семья, которая значительно увеличилась — из Бийска переехала в деревню свекровь Анны Николаевны с дочерью и ее детьми. Жизнь в городе стала очень голодной, а у Киселевых было хозяйство, огород. В колхозе работали дотемна, на хозяйство оставалась только ночь. А еще нужно было заготовить дрова на долгую и холодную сибирскую зиму. Т опили только дровами, заготавливали их вручную и таскали из леса на себе, ведь лошадей забрали для нужд фронта. Помощи от новых едоков было немного.
Муж Анны Николаевны, Константин Александрович Ивашев, был родом из дворянской семьи.
До войны невестку новые родственники не признавали. «Голытьба», — обронила свекровь, познакомившись с Анной Николаевной, и больше к ней не обращалась вовсе, подчеркнуто разговаривая только с сыном, хотя имущественное положение практически не отличалось. Но война заставила потомственную дворянку Александрову переехать в село к невестке, чтобы пережить тяжелые времена.
Несмотря на все трудности, Анна Николаевна пишет повесть «В глубоком тылу», я нашла эту вещь в архиве. Сама она, давая интервью корреспонденту «Учительской газеты» В. Жердеву, свою военную литературную деятельность оценила так: «В годы войны работала над произведением, в котором пыталась показать героизм советских людей на фронте. О тыле, о себе мы просто тогда не дума ли, все мысли и чувства были там, на полях сражений. Очень хотелось помочь народу в его великой борьбе. Но я взяла для себя непосильную задачу. Живя в тылу, я не имела нужного материала, а потому ничего, заслуживающего внимания читатедей, не написала».
О повести «В глубоком тылу» она и не вспомнила. Повесть посвящается тем, кто ждет, и зачастую не дожидается. Когда пришла похоронка на Шуру, сестры спрятали ее от матери, надеясь на «вдруг». Мария Николаевна написала потом в письме: «Аня так тосковала, что иногда выходила ночью на дорогу и молила бога: «Господи! Хоть бы мертвым ты его показал, хоть на одну минуточку увидеть!».
Задолго до начала войны Анна Николаевна видела сон, который рассказала всем, недоумевая, что же он значит. Солнечный сияющий день, они идут с Шурой берегом моря (кстати, море она так и не увидела). Море сверкает. И вдруг надвигается туча, все куда-то бегут, и в кутерьме она теряет брата. Вместе с другими Аня забегает в какой-то дом. Дверь никак не закрывается, ее захлопывают общими усилиями, туча и водяной вал разбились об этот дом, откатились назад и снова светит солнце. Тогда она начинает везде искать брата и находит его в виде маленькой куклы, одетой в белую рубашку и черный костюм.
...После войны Анна Николаевна, не веря в смерть бра, пишет во все инстанции. И, наконец, из части, где он воевал, ей прислали орден Великой Отечественной войны I степени, письма родных, которые Шура хранил, и среди них его выпускная фотография, где он стоит в черном костюме и белой рубашке. Но, как бы там ни было, война кончилась и жизнь продолжалась. Была и радость — муж и отец вернулись с войны живыми.
15 августа 1947 года министр просвещения РСФСР А. Салатников награждает Анну Николаевну Почетной грамотой Заслуженного учителя школы РСФСР: «Поздравляю Вас с успешным завершением учебного года. В этом году Вы добились отличных результатов в воспитании учащихся. Сердечно благодарю Вас за достигнутые успехи и награждаю Вас денежной премией в сумме 1500 рублей. Желаю Вам дальнейшей плодотворной работы на благо нашей великой социалистической Родины». В том же 1947 году Анну Николаевну выдвигают кандидатом в депутаты Верховного Совета РСФСР по Тальменскому избирательному округу. Выдвигают за самоотверженный труд, за ум, за талант, за совесть.
Вот письмо ученицы Анны Николаевны, Марии Воробьевой, присланное из Берлина: «Милая, родная Анна Николаевна! Здесь, на далекой чужбине, мы, русские, с особой силой понимаем, как неоценимо дорога для нас наша Родина, наша Россия. Анна Николаевна! Может быть, мое письмо покажется Вам неожиданным и ненужным, но я решила написать его Вам потому, что Вы первая учили меня сознательно любить нашу страну. Сейчас я поняла, что Вы не только литературе нас учили. Вы учили нас и другому, более важному. Вы учили нас жить».
С получением высокого звания Анну Николаевну поздравляли близкие, знакомые, друзья. Не забывали ее и ученики. «Многоуважаемая Анна Николаевна! Вчера по радио я узнал о том, что Вы выдвинуты кандидатом в депутаты Верховного Совета РСФСР. От всей души поздравляю Вас и желаю много счастья и успехов в Вашей работе на поприще педагога, писателя и народного посланца в социалистический парламент нашей Родины. С комсомольским приветом Матвей Еренбург—один из бывших учеников Краюшкинской средней школы. 13.1.1947 г.».
Депутатство приносит новые заботы и хлопоты. Депутатам очень верили, шли к своему избраннику со всеми своими бедами и тревогами. Двери дома Киселевых были открыты и рано утром, и поздно вечером, постоянно приходили чужие люди, и всем Анна Николаевна старалась помочь.