Усманский

краеведческий портал

Юренева Надежда Юрьевна
Юренева Надежда Юрьевна
Юренева Надежда Юрьевна

Камерная певица, педагог.

Родилась 11 января 1933 года в Усмани в семье Юрия Петровича Юренева / Княжинского и Марии Ивановны Юреневой / Летниковой.
В 1935 году семья переехала в г. Борисоглебск Воронежской области, куда Юрий Петрович был назначен дирижером в местный театр.

На фото: София Ивановна Летникова, Сергей Иванович Летников, Юрий Петрович Юренев / Княжинский, Мария Ивановна Юренева, Надя Юренева.


В шестилетнем возрасте маленькая Надя уже играла на скрипке и пела.

После войны семья переехала в Ленинград, Надя поступила в Ленинградское музыкальное училище при ленинградской консерватории. Затем поступила в консерваторию, в которой до 1959 года училась в классе Ольги Пядышевой.

Еще студенткой Надежда Юренева получает предложение стать солисткой Новосибирского театра оперы и балета. Но оперная сцена ее не привлекает, с самого начала она видит себя камерной певицей. Класс камерного пения Юренева ведет в Ленинградской консерватории сразу после получения собственного диплома. С 1959 года ее имя появляется и в программках сборных праздничных концертов в Большом зале филармонии, в том же году она поет сольное отделение в Малом зале – Юренева делит концерт с Виталием Маргулисом, в ее программе звучат русские романсы, а также песни Бизе, Равеля и Шоссона.
Фото © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича.

В апреле 1961 года певица впервые поет в Большом зале с Симфоническим оркестром (АСО) – солирует в Третьей симфонии Малера, дирижирует Кирилл Кондрашин. С этим же коллективом в 1963-м она участвует в ленинградской премьере Реквиема Кабалевского под управлением автора и в премьере цикла «Песни вольницы» Сергея Слонимского, дирижирует Арвид Янсонс. С этого момента имена композиторов ХХ века, а также ремарка «исполняется в первый раз» в ее программах встречаются постоянно.
Ее голос был действительно уникален. В этом убедились миллионы советских зрителей в 1962 году, когда на экраны кинотеатров страны вышел фильм «Человек-амфибия». Удивительный «Голос моря» поразил всех. Это был голос Надежды Юреневой.

Яркий голос быстро принес известность. Надежда пела в концертных залах Москвы и Ленинграда, Белоруссии и Прибалтики, Германии и Франции. Первое исполнение своих сочинений Надежде доверяли такие композиторы как Шостакович, Таривердиев, Шнитке.

Концерт в Малом зале филармонии 22 февраля 1964 года. Солисты – Надежда Юренева, Анатолий Манухов, Артур Почиковский. Камерный ансамбль солистов Симфонического оркестра филармонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича.

Стремление открывать слушателям новую или редко исполняемую музыку связывает Надежду Юреневу с другим страстным пропагандистом всего неизведанного и нового – Геннадием Рождественским. Именно с ним в марте 1965 года Юренева представит в Москве советскую премьеру оперы «Человеческий голос» Пуленка. В Ленинградской филармонии певица тоже нередко появляется в программах Рождественского: в Большом зале поет цикл Вагнера «Пять песен на стихи Матильды Везендонк» (1964), участвует в концертном исполнении редко звучащей оперы Пуччини «Плащ» (1967), исполняет «Песни и пляски смерти» Мусоргского в оркестровке Шостаковича (1973), советскую премьеру сюиты Берга из оперы «Лулу» в 1973 году.
В изысканных программах Юренева и Рождественский появляются вместе и в Малом зале им. Глинки: с Камерным ансамблем солистов АСО (1964, 1965) солирует в камерной опере де Фальи «Театрик маэстро Педро», написанной по одной из глав «Дон Кихота» Сервантеса. Пометки о ленинградской премьере в этой программке нет, но, по крайней мере, на филармонических сценах опера звучала впервые. Юренева участвует и в «семейном» концерте Геннадия Рождественского и его жены, пианистки Виктории Постниковой в Малом зале в 1975 году, исполняя в том числе и песни Чарльза Айвза, которые едва ли знала ленинградская публика.

«Русскую тетрадь» Валерия Гаврилина Надежда Юренева исполняет в Малом зале – на премьере в октябре 1965 года, и на своем последнем концерте на камерной филармонической площадке в феврале 1981 года.
Среди ее постоянных концертмейстеров – прекрасные ансамблисты Тамара Салтыкова и Мария Карандашова (с середины 1960-х). Нередко аккомпанирует Юреневой и композитор Сергей Слонимский. Юренева была первой исполнительницей нескольких его вокальных опусов – «Лирических строф» на стихи Евгения Рейна, цикла «Шесть романсов на стихи Анны Ахматовой», вокальной сцены «Прощание с другом в пустыне» по древневосточному эпосу «Гильгамеш», «Четырех стихотворений Осипа Мандельштама» – этот цикл Слонимский посвятил певице. Но выступает он с Юреневой не только как автор: в Малом зале проходят несколько их совместных концертов, в которых звучат песни Брамса, Малера, романсы советских композиторов, «Зимний путь» Шуберта.

Критики отмечали стилевую выдержанность репертуара, строгость и продуманность отбора произведений, вокальную отточенность и художественный вкус. Отмечали точную и интеллигентную передачу психологических переживаний исключительно вокальными средствами, прежде всего интонацией.

Наверное, Н. Ю. Юренева могла бы взять своим девизом слова русского певца А. Д. Александровича: «Не стремись удивлять - стремись очаровывать! Дело не в том, чтобы «хватануть» ноту ..., а в том, чтобы тронуть душу слушателя». 

Выработанные в исполнительской практике приемы и воспринятые от наставников идеи определили собственно педагогические принципы Н. Ю. Юреневой.
Первый и главный - взыскательность и терпение, подтверждаемые личным примером.
Второе правило - не поддаваться искушению легкой популярности, сохранять верность традиционным камерным жанрам, их высокой культуре.
Третье условие педагогического успеха - творческая атмосфера и взаимное сотрудничество педагога, учеников и концертмейстеров. Эти основные педагогические мысли были направлены у Н. Ю. Юреневой прежде всего на достижение глубины, естественности и правдивости, потому что, как сформулировал один из героев Л. Н. Толстого, нет истинного величия там, где нет простоты, добра и правды.

По словам ее ученицы Е.Кругловой, «для Надежды Юрьевны не существует абстрактного красивого звука, не подчиненного действию, образу, не согретого сердцем. Слово всегда окрашивается тембровыми красками, идущими от осмысления произведения». 

Конечно же, помимо творческих задач, помогающих развивать воображение и художественное видение певца, Н. Ю. Юренева не оставляла без внимания вокальную технику. На ее уроках всегда было ясно, что роднит оперное и камерное пение: основные принципы звукообразования, полноценный ровный звук при гибкой, подчас филигранной нюансировке, на естественном опертом дыхании, никакого облегчения и выхолащивания, никакой приблизительности, напевания.

С 1979 года Надежда Юрьевна жила в Москве, работала в Москонцерте.
На последние концерты в Ленинградскую филармонию Юренева приезжала уже из Москвы, продолжала удивлять публику невероятным, уникальным репертуаром: она пела сочинения, которые услышать в исполнении других певиц было просто невозможно!
Артистизм, обаяние и «просто горячее сердце» делали незабываемым ее исполнение народных песен.

После ухода со сцены Надежда Юрьевна посвятила себя студентам, часто выезжала и в жюри различных вокальных конкурсов.
45 лет Надежда Юренева преподавала камерное пение в Ленинградской консерватории и Гнесинской академии. Записи сольных программ Надежды Юреневой, вошедшие в золотой фонд камерной народной музыки, для студентов сегодня как учебники. Внимание к личности ученика давало ей возможность раскрыть талант каждого и воспитать более 300 молодых певцов.

С 2009 года в Москве проводится конкурс ее имени.

Не забывала она и родной город Усмань, выступала здесь с концертами. Подобно своим предкам по отцу — Княжинским, известным просветителям, Надежда Юренева стала настоящим подвижником в деле музыкального просвещения.

Умерла Надежда Юрьевна 18 октября 2006 года в возрасте 73 лет, похоронена на Перловском кладбище в Москве.


В сентябре 2023 года именем Надежды Юрьевны Юреневой на ее родине в г. Усмани названа Детская школа искусств.
Установлена мемориальная доска.



Капустин, Е. Н. Надежда Юрьевна Юренева — педагог русской школы камерного пения / Е. Н. Капустин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 36 (431). — С. 197-200. — URL: https://moluch.ru/archive/431/94742

Круглова Е. В. Надежда Юренева: певица и педагог: исслед. очерк. - М.: РАМ, 2002.

Надежда Юренева. Певица-ангел./ Сост. Н.Юренева-Княжинская. - М.: Икар, 2020.

Я помню чудное мгновенье... или воспоминание о мимолетной встрече : [беседа с певицей] / Н. Ю. Юренева ; беседовал Н. Нижегородов // Новая жизнь [Усман. р-н]. – 1999. – 4 сент.

Алиев В. Надежда Юренева // Лифт моей жизни / В. Алиев. – М., 2011. – С. 138-143.

Уваркина М. В. Талант земли усманской – певица Надежда Юрьевна Юренева / М. В. Уваркина // Липчане – мыслители, деятели, воины и работники России / [отв. ред.: Л. И. Земцов, И. А. Шевченко]. – Липецк, 2019. – С. 27-35. 

Овчинников А. «Голос звал в среднерусскую полосу…» // Липецкая газета. – 2011. – 7 окт. – С. 4.

Поротикова А. Щедрость таланта и души // Новая жизнь [Усман. р-н]. – 2013. – 7 марта. – С. 3.

Юренева Надежда Юрьевна // Гордость земли Усманской : крат. справ. биогр. знат. людей, прославивших отчий край. – Усмань, 2003. – С. 156.

Юренева Надежда Юрьевна // Музыкальная энциклопедия. – 1986. – Т. 6. – С. 996.

Елисеев В. Юренева Надежда Юрьевна // Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2001. – Т. 3. - С. 546.

Юренева Надежда Юрьевна. – Текст : электроный // Имена, достойные Отечества : о людях, прославивших Липецкий край / Липец. ОУНБ. – Режим доступа: http://person.lib48.ru/yureneva-nadezhda-yurevna. – 26.01.2022.